Золотой блеск полесской меди



Впервые удалось найти на Ровенщине золото специалистам Ровенской геологической экспедиции. Впрочем, о настоящие золотые самородки речь не идет, а только о золотых чешуйки, которые обнаружили в анализах меди, найденной в скважинах, пробуренных экспедицией на берегах реки Стырь, вблизи Рафаловка на грани Ровенской и Волынской областей.

- Это был для нас своеобразный сюрприз, - заверил главный геолог Ровенской геологической экспедиции Владимир Матеюка. - Сначала мы даже не поверили лабораторным анализам, ведь визуально никаких следов этих золотинок не было заметно. Поэтому нашему удивлению не было предела, ведь до сих пор на Полесье было отмыто лишь несколько крупинок золота вблизи Чарторыйские. Впрочем, как оказалось, в добытого нами золота достаточно низкая проба - оно содержит по десять процентов примесей меди и серебра. Поэтому значительно интереснее, с экономической точки зрения, есть открытые нами залежи самородной меди. Ведь в мире известны только два таких месторождения - близ Больших Озер в США и Китае.

Ежегодные потребности Украины в четвертом по количеству использования металле составляют примерно 120-140 тысяч тонн, 20 процентов из которых - это медный лом, а остальное в виде черновой меди приходится завозить из России и Польщи.Нини в нашей стране действует программа Медь Украины, а в этом году Минпромполитики обязало отечественных геологов активизировать работы по поискам меди. Ее ищут на Луганщине и на Волыни. Проявления рудного сульфидной меди разведали в полосе, протянувшейся от Славуты на Хмельнитчине из Рафаловка в Камень-Каширского на Волыни, а вот самородную медь обнаружили в полосе, тянущейся от той же Рафаловка на Ратно и до границы с Польшей.

Соседям-полякам вообще с медью повезло и за ее добычей они занимают первое место в Европе. В свое время польские геологи считали перспективной участок близ сел Большой и Малый Мидск (название сел уже о чем-то говорит) в Костопольском районе и даже в 30-х годах прошлого века проводили там свои исследования.

- Ровенская геологическая экспедиция закончила поисково-оценочные работы проявлений меди вблизи Рафаловка, и теперь мы должны дать экономическое обоснование целесообразности завершения разведки этих проявлений, - объясняет Владимир Матеюка. - По предварительным подсчетам, их ресурсы самородной и сульфидной меди достигают от 100 000 до 600 000 тонн в пересчете на чистую медь. Однако если полякам медь приходится добывать шахтным методом с глубины 970-1200 метров, то на одной нашей скважине медь было обнаружено на глубине до 130 метров, а на другой - вообще лишь 45-51 метр.

Пан Матеюка также утверждает, что добывая из таких шахт медь, поляки попутно получают также 500 килограммов золота и 100 килограммов платины и платиноидов ежегодно, получая значительный экономический эффект. Поэтому если будет принято решение о промышленную добычу меди на Ровенщине, то вполне вероятно, что одновременно будут добывать и полесское золото. Ведь в отдельных пробах есть до четырех граммов золота на тонну породы. Впрочем, на меди сейчас тоже можно озолотиться. После падения цены на этот металл в 1997-1998 годах до 1200 долларов за тонну сегодня стоимость меди на мировых биржах выросла до 1900 долларов.

- А вот со своим золотом Украина на мировые рынки выйти не сможет, - уверен господин Матеюка. - В лучшем случае оно будет использоваться для внутренних нужд.

Экологической угрозы окружающей среде от добычи самородной меди нет, уверяют Ровенская геологи. Ведь используется довольно простая технологическая схема ее переработки: измельчение, промывка и гравитационная обработка, при которой более тяжелые частицы металлов оседают. А вот с сульфидной медью ситуация несколько сложнее. Реагенты, используемые для обогащения сульфидных руд, довольно вредные, поэтому геологи не исключают, что их переработка может нести определенную экологическую опасность.

Богдан Демьянчук