За кулисами забытых супершоу:



25 октября 1990 на экраны нашей необъятной родины вышел первый выпуск телепрограмиПоле Чудес . Капитал шоу, как его охрестивбатько и первый ведущий передачи Владислав Листьев, было аналогом американской гриКолесо Фортуны . Правда, вместо собственно колеса у нас в центре игры оказался барабан помните, улюбленекрутить барабан! иприз в студию ? Когда на смену Листьев пришел Леонид Якубович, допольових афоризмов додалисярекламна пауза ия такая буква в этом слове .

Вместе с запалом Якубович внес в шоу для эрудитов развлекательную лепту викторина по интеллектуальной битвы превратилась в демонстрацию талантов. Как ни странно, но с тех пор детская граШибениця , которая вошла в основу викторины, стала очень популярной и обсуждаемой в каждом советском доме. Попасть, как помните, на капитал шоу можно было, отправив на телестудию экзотический кроссворд собственного производства.Ливши старались как могли писали ребусы на зернах риса и даже на срезе лошадиной волоса. Но никто не заметил, как бум вокруг капитал шоу закончился. Интерес как возник, так же быстро и погас. Как все начиналось на поприще телевикторин и что стало с популярными из них, мы и решили узнать.

Ворушило мозги РАДИ ВЫГОДЫ

90 те стали для наших телезрителей эпохой культовых телевикторин. Экспансия западных игровых шоу забила ключом на скудном телепространстве перестроечного периода: только граЩо? Где? Когда? "Могла похвастаться местным происхождением, другие передачи появлялись по лицензиям западных аналогов. Но от первоисточников они принципиально отличались задаваемые игроков и зрителей к шоу. Если американцы абсолютно уверены, что их голова не мусорный ящик, и не стеснялись показывать, что многие не знают фразой: Я запомнит это только для викторины , то для нашего зрителя важным было другое применить свою бездонную эрудицию на деле и еще и заработать на него деньги или ценные вещи. Так, телевикторины для жителей бывшего Союза стали возможностью самореализации.

ШОУ вытеснили Эрудиция

Первую лицензию на Западное ГРУ центральное телевидение получило еще в 1988 на мирное и доброе викторинуЩасливий случай , которую вел Михаил Марфин. Сначала ее собирались даже закрывать: в Останкино не понимали, зачем надо целых две викторины, пусть залишаетьсяЩо? Где? Когда? ". Но финансовые вложения американцев повлияли на то, чтобы передача осталась. Просуществовала она до конца девяностых. Столь долгой жизнью редкая викторина может похвастаться. Например, циничная граСлабка звено закрылась, потому что ведущая язва Киселева ушла в декретный отпуск, а замену ей не нашли.Вустамы младенца наскучили, поскольку участвовали там не звезды, а доКрисла зритель потерял интерес, так как участников плохо пугали.

ЯКУБОВИЧ возвращал ПОДАРКИ Даритель

Игрок Буратино, попавший Наполи , не должен был показывать поразительную эрудицию. Те нетерпеливые участники, которые отгадывали слово сразу, а не по буквам, НЕ прикладываясь к непредсказуемому барабана, просто не могли заработать тех очков, за которые можно булокупиты приз в конце игры. А что за переможецьПоля Чудес без наступления призов? Однажды учасницяПоля заработала столько очков, унесшей все призы, какие только были в наличии. Чтобы отвезти это добро, ей пришлось нанимать КамАЗ. Листьев вел викторину недолго один год, потом пошел в ток шоуТема . На смену себе привел экс аукциониста, члена союзного комитета московских драматургов и автора сценария первого московского конкурса красоты Леонида Якубовича. Мало кто знал, что дядя Леня к тому времени уже имел более ста пьес.

У нового ведущего была другая манера общения с игроками и ведения передачи. Но вскоре зрители его приняли и прикипели к этому темпераментного шоумена всей необъятной русской душой. Именно к нему в студию участники приноровилися приходить со своими детьми, а дети канючить удядька Лени подарки. Игроки в долгу не оставались и тащили в студию кто что мог. Первым подарком музейПоля Чудес стало символическое денежное дерево. А дальше изобретательность игроков росла как снежный ком. В студии Якубовичаликувалы от порчи , дав выпить чистого спирта, и кормили его блюдами всех кухонь бывшего СССР, и дарили семейные реликвии, которые Лени были ни к чему. Представляется, никакого музея не существовало все подарки хранились в коридорах, продуктами от игроков кормили массовку в зале, а все ценное Якубович возвращал обратно дарителям. С украинским телемережиПоле Чудес давно забрали. Но наш зритель может поностальгировать, включив ОРТ International в традиционную пятницу. Там эта программа идет как реликвия самой себе.

СПОВИДЬБУРАТИНО

Великиймахинатор всея Руси Сергей Мавроди, выйдя этом году из тюрьмы, выпустил книгуВся правда проМММ , история первой пирамиды. Тюремные дневники . В чередувидвертостей на нарах Мавроди вплел историю о том, якобы впол Чудес участвовали подставные лица, а все призы в передаче не дарили, а рекламировали.

Мы решили развеять этот слух и звязалися с уникальным учасникомПоля Чудес Григорием Гомзяковим: все, что пишет Мавроди, полная чушь. Ни один участник из тех, с кем я общался по два раза съемок, не был нанят, рассказал Григорий. Все приехали из разных городов, со многими я жил в гостинице. Никаких предварительных договоренностей, подсказок, ничего подозрительного. Все призы выдавали сразу, за них надо расписываться, за денежные призы в обычной сведения, как на зарплату. Я победил и выиграл суперприз телевизор с диагональю 36, по тем временам действительно роскошную вещь. И мне пришлось на своей спине тащить его через весь город на Казанский вокзал. Проводница не хотела меня пускать, потом смилостивилась, узнав проПоле Чудес . Всю ночь поездки я не спал, сидя рядом с призом на нижней полке.

Насколько знаю, я единственный учасникПоля Чудес , который там появлялся дважды: в 1991 и 1996 годах. Чтобы попасть, выполнял условия конкурса составлял и посылал оригинальные кроссворды. Вторично тоже выиграл, но проиграл суперигру.

Впервые я попал напол Чудес , когда передача была очень популярна: ей был всего год, народ смотрел каждую пятницу и на следующий день в автобусах даже незнакомые люди делились впечатлениями. К тому же это был первый съемочный день Якубовича как ведущего, Листьев его опекал. Листьев постоянно ругал Якубовича в курилке базарной, ярмарочную манеру ведения игры, отставленный локоть, интонации балаганного зазывалы. нагоняй от Листьева Якубович получал товарищеские, но с большим количеством мата. Вообще атмосфера в студии была дружелюбная, но в то же время рабочая.

После выхода передачи в эфир я быстро стал звездой в родной Йошкар Оли. Незнакомцы оглядывались, поздравляли, хлопали по плечу и называли гордостью города. Первые две недели меня это забавляло, но потом я отказывался от сходства с победителем. У меня была цель снова попасть напол чудес . Для этого я схитрил изменил в заявке одну букву в своей фамилии. И снова получил приглашение! По приезде сказал о том, что участвую второй раз, все удивились, но не предявлялы никаких санкций. Тогда уже я приехал с подарком подарил Якубовичу штамп с оттиском оригинального шаржа на него .

КРАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАЗИНО

Над главным эрудит шоу тогда еще СРСРЩо? Где? Когда? Владимир Ворошилов начал трудиться, будучи персоной нон грата на Центральном телевидении. Его репутацию в далекого 1968 года пидмочивАукцион первая советская игровая передача в прямом эфире. протянула она лишь шесть выпусков цензура забраковала викторину, а ее создателей выдворила в аутсайдеры среди телевизионщиков. Так что в первые годы иснуванняЩо? Где? Когда? "Ворошилов даже не значился в титрах.

Первый випускЩо? Где? Когда? "Датирован 4 сентября 1975. остросюжетных была эра 90 х, когда проект начал називатисяИнтелектуальним казино с неоднозначной припиской, что это единственное место, где деньги можно заработать своим умом. С снятием строгой цензуры в стране у Ворошилова розвязалися руки, и он воссоздал в Охотничьем домике Нескучного сада в Москве игорное заведение, с присущим тому пафосом, гламуром и азартом. Признаком успеха игроков стали знамениты на то часмалинови пиджаки , а в перерывах выступали далеко не попсовые звезды. Тот факт, что против такого стильно эрудированного колективузнавцив играли и играют простые зрители со всех уголков СНГ, никого не удивлял. Хорошим тоном для телезрителей считалось лишь создание вопросов изящных миниатюр.

В 1999Интелектуальне казино ожидал крах. И вот уже восемь лет ценность вопросов оценивают телезрители, а не купленные знатоками фишки. В день 25 летия программы, 10 марта 2000, Владимир Ворошилов умер от сердечного приступа. Наследником стал его пасынок Борис Крюк, в послужном списке которого значится должность ведущего в програмиКохання с первого взгляда и рольголовнои руки Ворошилова течение многих лет.

Впечатлениями от изменений в программе мы попросили поделиться знаменитого участника Бориса Бурду.Для меня все изменения вЩо? Где? Когда? "Совсем неощутимы. Когда с начала 90 х передачаЩо? Где? Когда? "Начала проводиться в рамкахИнтелектуального казино, зрителя это ужасно раздражало. рассказал Борис Оскарович. Кучки фишек, куплены за большие суммы, отвлекали от познавательной составляющей передачи. Всем телезрителям однозначно неприятно было наблюдать за финансовыми операциями, которые разворачивались на игровом столе .

В 1999 году идею интеллектуального казино опустили. Денежные вознаграждения получают только телезрители потоки писем с вопросами для знатоков в редакцию передачи не прекращаются. но еще? Где? Когда? "Остается долгожителем на экране не потому, что там зарабатывают какие подарки. Действительно привлекает к игре тот коллективный интеллектуальный процесс, что происходит за столом. Именно он держит аудиторию долгие годы. Но не думайте, что зритель смотрит на славных знатоков снизу вверх. Нет! Наоборот, те, кто сидит при обсуждении дома на диване, думают про себя: Хваленые знатоки, я бы тоже мог так играть!. Наши люди же знают все, но в результате они ничего не знают!.

ВУГАДАЙ Мелодия ЗРИТЕЛЯМ заглушали звуки

Популярная некогда программа Валдиса Пельша появилась в 1995 году и сразу породила множество слухов. Говорили, будто новое лицо на телевидении Пельш только открывает рот, а говорит за него ди джей за кадром для маскировки латвийского акцента ведущего. А также иронизировали по поводу энергичных пассов руками Валдиса и его яркого наряда.

Перед эфиром все претенденты проходили собеседования и тесты, но если на площадке с кем-то не ладилось, администраторы могли выбросить игрока и легко взять на его место простого зрителя из зала. Одной из таких причин могла стать несовместимость наряд участника с декорациями в студии. Кто не хотел надевать одежду с костюмерноиУгадайкы (который перекочевывал от записи к записи), том махали ручкой. Что касается денежных вознаграждений, то их урезали подоходным налогом и выдавали в течение трех месяцев со дня выхода программы в эфир.

Фишка программы заключалась в том, что участникам было сложно воспринимать загаданные мелодии. Колонки с фрагментами песен направляли в зрительный зал, а игрокам оставалось напрягать слух, чтобы хоть что либо разобрать. Причем один из участников слышал звук хорошо, второй из трудом, а третий почти ничего не слышал. После записи своей передачи они попадали в зрителей и понимали, в чем подвох. А вот зрители стабильно удивлялись, как на игру могла попасть абсолютноглуха человек.

Чтобы вилучититруп из сетки достойно, руководство таких телевикторин часто объясняет закрытие проекта конфликтами со стороной, которая выдает лицензию на игру. Так и вышло в 1999 изУгадай мелодией : мол, американцы узнали, что ихняName This Tune на русский лад очень популярна, и пригласили больше денег за лицензию. Но рейтинговые проекты просто так не погибают.

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ДЕТСКИХ ВИКТОРИНЫ

Для детей начала 90 х телевикторинаЗоряний время была космосом: по понедельникам тысячи ребят прилипали к голубым экранам, наблюдая, как сверстники счастливчики собирают урожаи из заветных звезд, участвуя в увлекательных конкурсах. Действо разворачивалось в ярко оформленной студии, которая была забита дефицитными и дорогими в то время игрушками и техникой. Юным участникам помогали их родители, для гостей в студии тоже были конкурсы, и зрители не отдыхали у экранов, складаючинайдовше слово из произвольного набора букв абоякнайбильше слов из одного длинного. Сергей Супонев точно знал, что нужно детям, и никогда не отталкивал юного зрителя, а, наоборот, побудил приобщаться к игре, пусть и у себя дома. Иногда предлагал позавидовать победителю, но обязательно уточнял, что такая зависть должна бутибилою .

Также успешной была придумана Супоневим передачаПоклик джунглей . Другие викторины Сергей запускал, как лузав семян: Царь горы ,Що и как ,Можливо все!,Сим бед один ответ ,100% ,Сьоме ощущения ,Дисней клуб .

В 2001 роцистарший друг всех детей СНГ погиб. Он катался на снегоходе по реке возле родного дома в Тверской области и врезался в снегу причал. Его сын Кирилл участвовал в кастинге на ведучогоЗоряного времени , который пытались возродить, но парню отказали слишком похож на отца. А сводная сестра Сергея певица Елена Перова таки осела на телевидении в качестве ведущей програмиЖиття прекрасна .

Повторить успех Сергея на поприще детских телевикторин не удалось ни одному из его последователей. На телеканалиИнтер несколько лет выходила передача, отдаленно нагадуеЗоряний время LG Эврика!, но такого резонанса она, увы, не вызывала. ТВ Меккой для украинских детей эрудитов залишаетьсяНайрозумниший , а на российском телевидении уже 16 й сезон тинейджеры соревнуются в передачиРозумникы и умницы . Но такие программы скорее привлекают не детей, а их родителей, которые все отдадут ради своих вундеркиндов.

Дарья КВЕТКИНА,Сьогодни.