Ваш ребенок не отличник? Да это же хорошо!



Завершился еще один учебный год. Одни родители уже успели прошпетиты своих нерадивых отпрысков и скорбят над не занадтогарнимы табелями. А вторые не устают хвалиться: А мой (моя) в этом году снова отличник (отличница)!. Предлагаем задуматься над тем, насколько относительными являются эти поводы для грусти или радости.

Страстное желание родителей видеть своего нащадканай най может спровоцировать развитие у него такой психологической болезни, как синдром или комплекс отличника. Существует и другое название перфекционизм (от английского слова perfect совершенство). Этим термином обозначают стремление человека к совершенству, безупречности, идеала. На первый взгляд может показаться, что это замечательная черта. Увы, перфекционизм нередко граничит с серьезными психологическими расстройствами и способен испортить жизнь как самому человеку, так и его близким, родным, коллегам. Предметом перфекционистские переживаний могут быть спортивные достижения; поняттягарни дочь / сын или хозяйка / кормилец ; внешняя привлекательность; правильное поведение. Однако распространенный вариант связан все же с учебой, а впоследствии с работой. При этом формально перфекционист может не быть ни золотым медалистом, ни обладателем красного диплома: психологические проблемы начинаются исключительно с головы, а не находятся в папке с документами.

Как ваш ребенок относится к собственным успехам?

Учистому виде дети с синдромом отличника встречаются не так уж часто. И все же бдительность не помешает. Ваш ребенок может страдать синдромом отличника, если:

· Без похвалы она чахнет, как растение без солнца;

· Ревниво относится к успехам других;

· Болезненно воспринимает критику в свой адрес, подвержена повышенной тревожности и мнительности относительно мнения о нем окружающих;

· Самооценка нестабильна: то взлетает до небес, когда ее хвалят, то падает до нуля, если критикуют;

· Ее основным мотивом к обучению является получение хороших оценок, одобрение и восхищение окружающих;

· Редко делает то сверх того, задающие в школе; может вообще не делать тех задач, не предусматривающих оценки;

· Ради оценки может пойти на унижение;

· В погоне за успехом способна жертвовать здоровьем, общением с друзьями, развлечениями и др..;

· Неудача может выбить ее из колеи, вызвать апатию или даже депрессию; у нее наблюдаются различные хронические и соматические заболевания.

А отсправжний отличник зачастую имеет веселый спокойный характер, преимущественно хорошее настроение и нормальное здоровье. Он любит учиться, главным для него является процесс познания, а не результат в виде хорошей оценки. К неудачам относится спокойно и даже с юмором. Плохая оценка вызывает у него азарт разобраться в, чего он не понял. Он охотно помогает одноклассникам, подсказывает, дает списывать. В старших классах зачастую стаехорошистом , сосредоточившись на тех предметах, которые ему интересны.

Что ждет детей с синдромом отличника в будущем?

Отдаленный прогноз весьма неблагоприятный. Мало кому из перфекционистов удается прожить жизнь навидминно . Они редко достигают значительных высот, им недостает решимости стать лидером, они избегают брать на себя ответственность, боятся совершить ошибку, медлят с началом действий, предпочитают не рисковать и действовать в рамках заданной программы. Они старательные и имеют определенное количество накопленных знаний, но не всегда умеют применять их на практике; не способны к критическому анализу; живут оглядываясь на то, что скажут другие. Склонны к догматизму, редко имеют свободу мышления и творческий подход к делу. Такие люди считают себя неудачниками даже, когда им удается значительно продвинуться карьерного лестнице. Ведь ощущение успеха очень субъективном, а достичь высокой планки под назвоюидеал практически невозможно. перфекционист высокого мнения о себе и своих способностях, но ему постоянно нужны сигналы из внешнего мира, подтверждающие его неординарность: похвалы, комплименты, лесть, всеобщее признание. Не менее важны также степень, звание, повышение по службе, увеличения заработной платы. Но все это не лечит, а лишь временно облегчает психологическую болезнь.

Психологические и физические расстройства непременный спутник человека с синдромом отличника. Зависимость от успеха и оценки окружающих делает перфекциониста несчастным человеком всю жизнь ее сопровождают недовольство собой, своими достижениями, своими близкими. Ей трудно воспринимать других людей: либо она мстит им за завышенные (по ее мнению) требования к себе, или ее раздражают люди, которые позволяют себе спокойно работать, радоваться жизни и не переживать за все, что представляет для нее такую проблему. Человек с синдромом отличника фактически находится в состоянии хронического стресса, что грозит психосоматическими заболеваниями, личностными расстройствами, истерией, неврозами, депрессией и даже суицидом. Пытаясь хоть как-то расслабиться и снять напряжение, многие из них приходят к алкоголизму, наркомании, невротического курения.

А вот в троечников нередко перспективы гораздо лучше. Именно из их среды могут получиться очень успешные люди. Троечники к неудачам не привыкать, поэтому он без оглядки на возможный неуспех бесстрашно хватается за новое дело не боится показаться некомпетентным, ему плевать, что о нем подумают или скажут окружающие. Он рискует и часто выигрывает. Кроме того, он умеет выкручиваться, хитрить, превращать проигрыш на победу, притворяться расстроенным неудачей, чтобы потом уверенно пойти дальше. троечник в обучении внутренне независимый, гибкий в общении, не чурается делового азарта и радости жизни; оптимистично смотрит в будущее. Именно такие люди иногда выходят из отстающих учеников и практически никогда из круглых отличников.

Как уберечь своего ребенка от синдрома отличника?

Бывает так, что дети уже рождаются со склонностью к перфекционизму. Но гораздо чаще их такими делают родители, болезненно озабочены успехами своего чада не только в плане обучения, но и морали, культуры, умение вести, одеваться, соблюдать порядок, есть быть по их поняттямиправильнимы . И не столь важно, что движет такими родителями желание самоутвердиться за счет ребенка; компенсировать то, чего не удалось достичь самим; ложное чувство обязанности... И если сначала инициатива исходит от родителей, то через некоторое время ребенок сам начинает судить себя на соответствие определенному идеалу и приобретает серьезной психологической проблемы на всю жизнь.

Что можно посоветовать родителям?

Старайтесь, чтобы выражение вашей к ребенку любви не было связано только с теми случаями, когда она была в чем успешной: правильно повела; то сумела, получила высокую оценку. Нельзя, чтобы в ее сознании закрепилась опасная формула: успех = похвала = любовь. Ведь тогда и во взрослой жизни воназароблятиме любовь и уважение, постоянно сомневаться в себе. Именно поэтому так важно проявлять свои чувства к ребенку без всякого на то повода и даже в ситуации, когда она провинилась. Важно привыкнуть критиковать не ребенка, а ее конкретный проступок.

НЕ предъявляет к ребенку завышенных требований, не ругайте за плохие оценки. В основе комплекса отличника может лежать не только желание похвалы, но и страх осуждения и наказания. Не забывайте, что иногда достаточно вашего недовольства, которое дети на интуитивном уровне воспринимают так же остро, как многословную, громкую выволочку. Отстраненный выражение лица, насупленные брови, сжатые губы, холодный тон или просто недовольно молчание все эти невербальные знакизчитуються малышом как доказательство того, что вы йоговже разлюбили. Не лишайте своего малыша уверенности, что вы любите его разными.

Не старайтесь, чтобы ваш отпрыск был непременно лучше других. не выспрашивают ревниво, получившая за последнюю контрольную Таня отличница: не демонстрируйте зависть, что другие дети успешны. время после праздничного утра не рассказывайте малышу, что он бувкращим всех . Гораздо лучше сказать: Молодец, ты очень старался!. Амбиции, тщеславие и честолюбие, безусловно, является двигателем не только личного успеха, а в известной мере прогресса. Но цегранични качества, близкие к порокам, поэтому не стоит их искусственно подогревать. Насколько лучше и здоровши, если двигателем личностного роста будут ответственность, чувство обязанности, любовь к познавательного процесса.

Не концентрируйтесь на успехах ребенка, больше думайте о том, чтобы она была счастлива, открыта к окружающему миру и доброжелательная к людям. Учитывайте возможности малыша, его склонности, способности, здоровья. Подумайте заранее, которая может быть цена возможных высоких достижений ребенка. Старайтесь, чтобы ей было интересно учиться; поощряйте ее любознательность; проявляйте искренний интерес к тому новому, что она узнала на уроке, из книг или Интернета.

Приложите все усилия к тому, чтобы малыш умел конструктивно воспринимать критику окружающих. Для начала сами научитесь правильно критиковать оценивайте не результат: Некрасивая картинка получилась , а детали: Кузов замечательный! А вот рисовать колеса тебе надо еще потренироваться . Тогда ребенок научится не обижаться на критику, а искать в ней конструктивное зерно и расценивать как стимул к дальнейшей деятельности.

Постарайтесь привить малышу здоровое отношение к промахов и неудач как к рабочему моменту достижения цели. Для этого, занимаясь вместе с ним каким-то делом, комментируйте процесс: Не получилось?.. Не страшно, попробуем еще раз... В чем же дело?.. Ты прав, так намного лучше (даже когда, прежнему, плохо)... Молодец, что не кажешься... следующий раз будешь знать, как это делать . Когда малыш подрастет, формула может звучать уже по взрослому: Мы потерпели неудачу, зато приобрели опыт . Ребенку очень повезет, если вам удастся привить ей азарт преодоления неудачи.

Постепенно приучайте ребенка мыслить и действовать самостоятельно, уметь объективно оценивать результаты своей работы, аргументировать и отстаивать свое мнение. Очень полезной является работа малыша с конструктором, рисования, лепка из пластилина. При этом следует давать ему понять, что вы уважаете его мнение: Ты меня убедил, что для крана главное устойчивость . Иногда вообще избегайте оценок того, что делает ребенок: Я не совсем представляю, какой должна быть пушка, но самое главное, что она тебе нравится .

Сшито вместе с ребенком мягкую игрушку. Иногда именно такие, время очень непрезентабельные изделия, становятся для малыша любимыми. И тогда следует подчеркнуть: Недостатков у нашего зайца много, но все равно мы его любим . Ребенку случае можно объяснить, что так же, как она любит самодельного и не зовсимправильного зайца, так и мама с папой любят ее, несмотря на то, что у нее-то не получается.

Когда ребенок пойдет в школу, постарайтесь, чтобы тема оценок занимала в ее жизни четко определенное место. После возвращения малыша из школы расспрашивайте о новостях. Старайтесь при этом смотреть на мир его глазами. Тогда вы сможете понять всю важность сообщения, что во время урока математики в класс залетел воробей... На оценках у вас еще будет время сделать акцент чуть позже когда малыш съест, отдохнет и займется уроки. Даже если вы достаточно поздно пришли с работы, не спрашивайте с порога: Какие оценки получил? ". Малышу очень важно чувствовать, что вы интересуетесь им самим, а не его школьными успехами.

А что же делать, когда вам самим не чужд перфекционизм? Когда это устаревшая психологическая болезнь, которая портит жизнь вам и вашим близким, то не исключено, что понадобится помощь психолога, который допоможерозгребты завалы ложных установок, накопившиеся за жизнь. Но очень часто достаточно просто понять, в чем твоя проблема, чтобы подход к жизни стал здоровее и конструктивным. Если все время оценивать себя на соответствие какому идеалу, то можно так никогда и не понять кто я на самом деле? Постарайтесь изменить свой образ мыслей и тогда изменится ваше поведение, а затем и всю вашу жизнь.

Мария КИРИЛЕНКО, Анна ЯЦЕНКО,Дзеркало неделе.