Туристам душ не нужен, если озеро рядом



Твердые деревянные скамьи, маленькие, словно игрушечные, вагончики должны привлечь туристов, которые едут на Ровенское Полесья. длинная и не самая старая в Европе узкоколейка пока массово обслуживает в основном местное население. Для полищуков так называемая кукушка не единственный транспорт для поездок в Заречное, кроме привычного лошадь с телегой. А вот чиновники мечтают, что именно этот раритетный поезд станет курицей, которая будет нести золотые яйца. Для этого уже даже специальный туристический маршрут разработали. А презентовать его решили журналистам, в группу которых попала и кореспондентРВ .

Официально проект називаетьсяПолиський трамвай . году он вошел в число победителей Всеукраинского конкурса проектов и программ развития местного самоуправления. На его реализацию в следующем году планируют выделить средства. На что именно их потратят, пока неизвестно. Ведь и недавняя весть о победе, как признались в приемной областного управления культуры и туризма, было полной неожиданностью.

Кукушка служит людям более 100 лет

Жители Заричненщины вузькоколийкуЗаричне Антоновка , которая соединяет Владимирецкий и Заречненский районы, называют просто поездок, а место его остановки УЗК, что означает узка (узкая) железная дорога.

У нас говорят: пошел на поездок абопишов на УЗК, есть пошел, чтобы сесть на поездок или кого из него встретить, начал рассказ краевед Заричненщины, священник Павел Дубинец, когда поезд тронулся. Построили эту железную дорогу в 1905 году местные купцы в промышленных целях перевозили торф, глину, дерево и т.д.. Позже один здешний лесник умудрялся даже дровазаганяты с помощью поездка. А сейчас это как спасательный поезд для самых отдаленных сел нашего района. всего пассажиров здесь в среду, ведь именно тогда в Заречном базарный день. А ежедневно поездкой добираются до школы ученики с Тиховиж к Островская, ранее с Перекалье к Боровой дети ездили сейчас их школьный автобус возит. Среди пассажиров поездка есть даже первоклассники. А вот по грибы этим видом транспорта не ездят для этого в селах используют собственные подводы.

Как рассказала провидницякукушкы Елена Сидорчик, приходилось ей обслуживать и иностранных туристов. Поэтому заодно и профессию экскурсовода овладела.

Когда нашим поездом ездят иностранцы, они спрашивают об истории края. Поэтому приходится рассказывать им, частности, о первой и вторую мировые войны на нашей территории. С поляками могу общаться без переводчика, а вот остальным иностранных туристов мои рассказы передают переводчики, рассказывает проводница. Движется наш поезд со скоростью 30 40 километров в час, поэтому с Заречного до Антоновки попадает примерно за четыре часа. Поезд работает на танковом моторе, поэтому только на дорогу в одну сторону, а это примерно сто километров, расходуется до двухсот литров солярки.

И хотя проезд здесь платный от Заречного до Антоновки стоит 6,75 грн., пассажиры признаются, что большинство из них за проезд не платит, ведь працивникикукушкы каждому из них или кум, или брат, или сват или знакомый знакомого.

А принадлежит узкоколейка Львовской железной. Хотя бы была рентабельной, признается председатель Заричненской районного совета Виталий Сарыч, то райгосадминистрация приняла бы ее на свое финансирование.

А поезд толкнуть слабо?

Как и на обычных путях, здесь работают ремонтные бригады, которые обследуют железную дорогу с помощью дрезины, рассказывает Павел Дубинец. Таких бригад на узкоколейке есть три в Заречном, в селах Морочно и Островск. Каждая из них имеет свой участок пути, которую и обследует. В одной дрезине сидят четыре работника. И когда едет поезд, они снимают дрезину с рельсов, чтобы его пропустить.

Однажды мне довелось общаться с одним мужчиной. Я тогда ехал маршруткой из Мурманск домой. А он подсел ко мне в Сарнах высокий такой, метра два ростом, коренастый. Спросил меня, ли я, бывает, не священник, и мы разговорились на церковные темы, рассказывает отец Павел. Когда же мы приехали маршруткой в Дубровицы, шофер заглушил мотор и пошел отмечать документы. А внутри осталось лишь несколько человек. Когда шофер вернулся, завести автобус не удалось. Поэтому он попросил толкнуть маршрутку с горки, чтобы та завелась. Я даже не успел понять, что произошло, как мой собеседник выпрыгнул из маршрутки и транспорт покатился. Вот я и говорю этому человеку: вот у вас и сила!. А он мне: Я, батюшка, всю жизнь на путях работаю, дрезину толкаю , смеется священник, а с ним и все пасажирикукушкы .

Когда все сошли с поезда и собрались возле таблички на дереве с написомМаршрут № 4 , отец Павел начал рассказывать еще одну забавную историю, связанную с путями:

Вместе с этой узкоколейке строилась еще одна в Камень Каширском районе Волынской области, которой сейчас не существует. В первую мировую войну ней немцы перевозили строительные материалы из Украины в Беларусь. Наверное, и узкоколейка проходила через чьи огороды, потому что после того, как ее разобрали, в Камень Каширском районе возник проклятие: Дай Бог, чтобы через твой огород проложили узкоколейку!.

Искренние полищуки и последнюю рубашку с себя снимут

По четвертому маршруту мы попали в гидрологический заказникОстривський , в который входят три озера: Большое, Среднее и Хоромное.

Наша Заричненщина обделена такими архитектурными памятниками, как, например, Острожский или Дубенский районы. Однако мы богаты нашей первозданной природой, еще сохранившимися народно бытовыми и географическими реликвиями. Все это словно переносит нас в XVIII XIX века, продолжает священник экскурсовод. Иногда, когда работаю по хозяйству, представляю, как прежде так же работали мои деды прадеды. Поэтому считаю, что основная привлекательность нашего края в том, что мы можем показать иностранным туристам или просто городским людям древнее отражение полесского жизни. А наши церкви, построены двести и более лет назад! Например, деревянная церковь в селе Морочно построена в 1815 году. А в дерево, из которого она сделана, забить гвоздь тяжело. Однако когда пригревает солнце, то из этого соснового дерева выступает смола. Наш край также богат ягоды чернику, бруснику, клюкву. Много у нас и грибов, и рыбы. Но прежде всего это наши люди. Я сам полищук, хотя жил и в Остроге, имею знакомых и в Мурманск, Луцке, Киеве ... Но искренний человек, как на Полесье, нигде нет. Если войдешь Полищук в доверие, он готов снять последнюю рубашку и отдать тебе, а о угощение можно и не вспоминать всегда вас здесь угостят из бочки кусочком сала, хлебом луковицей, огурцом соленым, квашеной капустой, яйцом, запеченным с молоком и маслом в печи, и, конечно же, рюмкой самогона.

Последняя остановка в агроусадьбе Елены Кречкевич. Семья первая в районе, кто начал так называемый зеленый туризм. И за прошедшее лето стало пятой на Ровенщине по количеству принятых туристов за неполных два месяца здесь отдохнуло более ста человек. Все они жили в старой отцовской хате мужа госпожи Елены. Сохранились здесь и печь, и печка, на стенах висят пожелтевшие от времени фотографии. Стоят старые металлические скрипучие кровати. А на полу уже современный ковер. И стоит это 20 гривен в сутки с человека.

В нашем селе есть спрос на дома, много желающих городских жителей не против приобрести жилье у озера. Мой сосед так тоже продал родительский дом, и теперь она стоит запущена, рассказывает хозяйка агроусадьбы. А мы решили не продавать дом, в которой родился человек. Она сначала долго пустовала, а потом мне сельский совет предложил принимать здесь туристов. Поэтому мы побелили, покрасили, убрали. Еще планируем печку выбросить, чтобы условия были более современные. Что касается душу ванны, то нашим туристам это не было нужно, ведь они все время в озере купались. А еще они ловили рыбу, собирали и сушили грибы и т.д.. Одновременно в доме жило не более чем шесть человек. Готовили они сами, но когда им нужны были продукты овощи, фрукты, молоко, яйца все брали у нас, добавляет п. Елена.

Перед тем как попасть в Кречкевичив, туристы или звонили предварительно, или просто приезжали в село и уже на месте искали, где остановиться.

Когда возвращались к нашему экскурсионного автобуса, смеркалось. Во влажный песок Нобельской дороги в журналисток увязали каблуки.Може, хоть за счет туристов на Полесье дороги проложат! вдруг послышался чей недовольный возглас.

Оксана Колдун.