Туберкулез скоро некому будет лечить



За низкой зарплаты молодежь не хочет идти работать в лечебные учреждения для больных туберкулезом. Уже сейчас на Ровенщине не хватает 20 фтизиатров.

Без фтизиатров осталось пять районов области: Заречненский, Владимирецкий, Млыновский, Демидовский и даже Ровенский. А в специализированных больницах, где лечат туберкулез, работают люди пенсионного и предпенсионного возраста. Да и тех не хватает.

Причина этого непрестижности профессии за низкой зарплаты и вредность, рассказывает главный фтизиатр области Николай Ордынский. Ведь всегда существует вероятность заражения туберкулезом от больного. Так, прошлом году в области туберкулезом заболели 17 медработников, из них 10 те, работающих в туберкулезных лечебных учреждениях. В то же время фтизиатр начинающий с 30видсотковою доплатой к окладу за вредность получает всего около 800 гривен, а с вычетами еще меньше. Средняя зарплата врача фтизиатра с доплатой 1476 гривен, медсестры 1054. Медики вообще в нашем государстве получают низкие зарплаты после работников культуры и сельского хозяйства. А мизерная доплата за вредность во фтизиатрии специалистов не задерживает. Людям нужно кормить семьи, покупать какую литературу, чтобы повышать квалификацию. А для этого, ввиду нынешний рост цен, у медика должна быть зарплата хотя бы 5 тысяч гривен. Поэтому молодежь убегает работать за границу. В результате, примеру, в Страшивський туббольницы на Сарненщини на 120 коек всего два врача, при норме 5. Причем один пенсионного, второй предпенсионного возраста.

Между тем за первое полугодие этого года в области выявили 471 больного туберкулезом, из них 53% с деструктивными формами. Только один такой больной за год может заразить 1520 человек. Четверть от всех выявленных больных имели запущенные формы туберкулеза, которые очень тяжело лечатся и зачастую приводят к гибели (ежегодно от туберкулеза в Ровенской умирает более 100 человек). Это при том, говорит п. Ордынский, что, по нормам Всемирной организации здравоохранения, деструктивных форм может быть не более 30%, а заброшенных 0,5%. Но, по тем же нормам ВОЗ, и государство на финансирование медицины должно тратить не менее 5% от внутреннего валового продукта, в то время как в Украине тратят меньше 3%. В таких условиях медицина обречена на уничтожение, а медики на прозябание.

Мирослава ШЕРШЕНЬ.