Татьяна Марчук Нас иногда не понимают чиновники



Новый начальник областного контрольно-ревизионного управления Татьяна Марчук признается, что, работая долгое время в КРУ на ответственных должностях, и не догадывалась о всем объем работы и задач, которые нужно решать ревизорскому службе. Теперь в ее сейфе лежит руководство по проведению теневых операций, схем и многомиллионных сделок, а работа почти полностью отбирает госпожа Татьяна от ее мамы и старшеклассницы-дочери.

- Велика ли зарплата у ревизора?

- Заработная плата только недавно начала повышаться, но еще не достигла уровня, например, податкивцив.Тому нередко наши талантливые работники, получив опыт на государственной службе, переходят в бизнес-структуры. Лучших ревизоров отбирает у нас и столица - например, после того, как работники Ровенского КРУ проверили Государственное управление делами (более известное как ДУСя), шестеро из них остались там и работать. Мы делаем ставку на молодежь - за последние пять лет наше управление пополнилось пятнадцатью молодыми специалистами, которые сразу же после студенческой скамьи пришли к нам.

- А как же опыт?

- Да, существует квалификационная требование - опыт работы 3-5 лет. Но где тот опыт получить молодому человеку в экономической сфере? Поэтому мы и практикуем целевые направления, отбор студентов, стажировки.

- Проблем у ревизоров во время проверок не бывает?

- Есть определенное непонимание со стороны руководителей, упорно не желают понять не только ревизора, но и законодательство. И это настораживает, ведь халатность в финансово-хозяйственной сфере возвращается значительными потерями бюджетных средств, то есть средств налогоплательщиков.

- Угрожают, подкупают ваших работников?

- К счастью, на Ровенщине такого не было. Но в истории Государственной ревизионной службы случаи угроз встречаются и о них сразу же сообщают компетентные органы. Относительно подкупа - тоже этого нет. Ревизоры четко придерживаются правил и инструкций, всякие там подарки или знаки благодарности исключены.

- Для КРУ теперь есть еще какие закрытые зоны, места, куда вас не допускают для проверок?

- Теперь для нас нет закрытых тем или предприятий, проверяется и то, что ранее не нужно было обращать внимание - этому всячески способствуют органы власти. Впервые, например, нам удалось исследовать, куда на самом деле шли средства в строительной отрасли, на коммунальных предприятиях. По поручению Кабмина проводилась тотальная проверка системы автодор, Хлеба Украины, Укрспирта. Выявлены нарушения, конечно, в пределах государства и незначительные, но для областного бюджета - цифры довольно значимые, порядка десятков миллионов гривен.

- То есть бюджетные деньги на Ровенщине разворовывали миллионами?

- Правильнее сказать, нерационально использовались. Например, за выделенные бюджетные средства покупали дорогие иномарки, квартиры, бытовую технику. А дорогой автомобиль требует дорогостоящего обслуживания - и это тянуло за собой дополнительные расходы. Или, например, за бюджетные средства строится объект, а потом он сдается в аренду частной структуре.

- Это нарушение закона?

- Вот в этом и сложность. Формально такие действия (кроме невыплат зарплат) законом не запрещены, речь идет о деловых качествах управленцев, принимающих подобные решения. Ведь нужно государству или обществу тратить свои деньги на дорогостоящее строительство, чтобы потом за умеренными ценам помещения сдавать в аренду бизнесменам, нередко приближенным к чиновникам?

- Имея дело с такими махинациями, изучив всевозможные теневые схемы прохождения, Вы не думали о том, чтобы написать руководство, скажем, с нечестного бизнеса?

- Такое пособие уже есть. Правда, он предназначен для служебного пользования и служит для раскрытия таких теневых схем, над внедрением которых долго работал не один специалист. Пособие в виде методических рекомендаций собран на основе опыта работы Контрольно-ревизионной службы по всей Украине и помогает нам в практической деятельности. На Ровенщине, разумеется, великие классические схемы не применялись - масштабы не те, но некоторые фрагменты мы встречаем и у нас.

- Складывается впечатление, что полномочия КРУ увеличились

- На самом деле это не так и даже наоборот. Работы у нас прибавилось, это правда. Где треть проверок мы осуществляем на заказ правоохранительных органов. Однако законодательно теперь нам запрещено проводить встречные проверки без предупреждения и без решения суда. Теряется внезапность и эффективность таких проверок - руководители предприятий успевают уйти в отпуска, скрываются в больницах, за определенное время прячутся документы. Несмотря на это, у наших специалистов хватает профессионализма, а КРУ хватает полномочий, чтобы выявить и пресечь нарушения - мы обращаемся в соответствующие органы, в высшие организаций. Сотрудничаем и с налоговыми органами по взысканию средств в бюджет - это наша основная задача, чтобы государственные средства пошли по назначению.

- Очевидно, что ваши работники заняты большими деньгами, однако немало нареканий возникает на уровне каждого села, поселка

- Да, мы переориентировали свою работу на проверку больших бюджетных потоков, обращаем внимание на те моменты, которые имеют высокую вероятность финансовых нарушений, поэтому беспокоить сельский совет с годовыми поступлениями в 50-70 тысяч гривен, тратить время ревизора нет смысла. Здесь, скорее, нужен действенный контроль общества. Собственно, и законодательством о местном самоуправлении предусмотрено, что депутаты должны отчитываться перед избирателями, сельский голова. И то, что таких отчетов не производится, что граждане не обращают на это внимание - большая проблема, позволяющая развиваться всевозможным злоупотреблениям, особенно при распределении земельных ресурсов. В сельсовета есть земля, но нет денег. И такая бедность преследует ли не все сельсовета на Ровенщине. А почему бедные? Потому что бесконтрольно раздают земельные паи, не собирают платы за аренду земли, из города приходят деньги, которые за бесценок скупают землю. Наши проверки установили, что во многих случаях не ведется элементарного учета этих процессов. То есть председатель сельсовета не знает, что на сегодня есть в собственности общины, а что уже продано, или выплачиваются арендная плата и т.д. А это - поступления в местный бюджет, это средства на ремонт дорог, школ, садов.

- И все-таки, какие наибольшие изменения произошли в работе КРУ за полгода?

- Наверное, самое главное - то, что перед специалистами КРУ стоит теперь задача перейти от исключительно проверок к аудиту, т.е. к анализу эффективности использования бюджетных средств. Например, когда мы исследовали осуществления областной программы по разработке торфяников, вложение средств в развитие школ, мы увидели, что реальной отдачи, пользы для людей в качестве предоставления услуг, развития технической базы нет. То есть деньги тратятся законно, а результата нет. Думаю, наши выводы и предложения найдут свое воплощение, а государственные деньги будут расходоваться не только законно, но и рационально.

Записал Сергей Штурхецкий