Покупатель всегда прав? Как отстоять Свои права в супермаркете



Каждому знакома ситуация, когда товар, который вы только взяли в магазине, вдруг каким-то непонятным образом выскальзывает из рук, падает и разбивается. Что в таком случае должен делать покупатель? Признав свою вину, молча заплатить и уйти или доказывать, что рассчитываться за него не обязан?

Как отстоять свои права в супермаркете, где вам придется попасть под настоящий прессинг продавцов и ретивых охранников? Ведь если речь идет о бутылке пива одна цена, а если о хрустальную вазу или какую нибудь дорогую вещь уже совсем другая... Корреспонденты зясовувалы, что говорит по этому поводу украинское законодательство.

По закону подлости

Дни, забежав дороге домой в ближайший магазин, взяла хлеб и литровый пакет молока, который на беду оказался скользким (продавщица перед этим почему протирала его мокрой тряпкой), выскользнул из рук, упал на кафельный пол и все покупатели, стоявших рядом со мной, моментально оказались в молочной луже. Честно говоря, я так и не поняла, ли пакет уронила я, ли продавец отпустила его слишком быстро, но на исход ситуации это никак не повлияло. Она так посмотрела на меня, что я сразу сама все поняла. Чтобы через такой мелочной повод не уменьшать себе количество нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются (тем более что спорить после трудового дня у меня не было никакого желания), пришлось заплатить и за разбитый, и за еще один, целый пакет молока.

Правда, знакомая картина? Специалисты столичного управления по защите прав потребителей говорят, что к ним по такому поводу официально обращаются достаточно редко, но случаев, когда покупатель случайно портит товар, в жизни множество. Люди, как правило, предпочитают заплатить за испорченную вещь, не раздувая скандала, хотя считают, что так не должно быть. Ведь на самом деле покупатели часто не виноваты. Посмотрите, как товар разложен на полках супермаркетов: иногда стоит на него только посмотреть и он уже катится вниз.Мене просто шокирует, как расставлены товары, говорит Инесса, 19 летняя жительница города Василькова. Берешь то с краю, а все остальное на тебя буквально едет...

Можно, конечно, попытаться достать именно то, что подальше, но если полка высоко, а роста ты невысокого, такая хитрость не спасет.И как потом доказать, что ты не верблюд и ничего не разбивал? спрашивает 23 летний киевлянин Роман. К тебе сразу же подскакивают несколько охранников и начинают энергично доказывать, что ты должен заплатить за якобы испорченную тобою вещь .

Один из способов доказать свою правоту попробовать судиться с торговлей.Килька месяцев назад со мной произошел интересный случай, рассказал киевлянин Игорь. Захожу в магазин осветительной арматуры. Одно странное на вид бра висело в торговом зале несколько выше плеча. По закону подлости именно мое плечо его и получило... После силового прессинга торговцев я стал счастливым обладателем этой развалюхи ".

Далее события разворачивались так. Сохранив торговый чек, парень не растерялся и обратился в суд. Самое интересное, что через суд ему удалось вернуть свои деньги на основании статьи о недобросовестной торговле.

Покупатель всегда прав?

Такие случаи действительно уникальны. Гораздо чаще, утверждают эксперты, люди уходят с битым товаром, испорченным настроением и выброшенными на ветер деньгами. Правда, это у нас, в стране бывшего совка, покупатель всегда неправ. На Западе в магазинах в таких случаях действует железное правило, прямо противоположное по смыслу нашему: покупатель всегда прав. По словам специалистов Госпотребстандарта Украины, так происходит потому, что там обычный человек, которая потребляет товары и услуги, считается беззащитным перед бизнесом и различными государственными учреждениями. Поэтому многие государства не только руководствуются Декларацией ООН, которая определяет основные принципы защиты потребителей, но и создают аналогичные собственные законы.

Причем все они, в отличие от украинских, работают на практике.Килька лет назад я был в Бостоне (США), где зашел в большой магазин, торгующий хрусталем, делится впечатлениями житель Донецка Виталий. вовремя позвонила мобилка из рук выпала хрустальная вазочка стоимостью 120 долларов, разлетевшись вдребезги. Понимая, что я виноват, подхожу к продавцам, чтобы расплатиться, но они... наотрез отказались брать деньги .

И подобные случаи с нашими туристами за границей нередки. Правда, в разных странах и правила разные, но в основном закон там на стороне покупателя, а не торгового центра.Колы я была в Арабских Эмиратах, рассказывает львивянка Екатерина, экскурсоводы в Дубаи розяснилы, если такая неприятность произойдет с кем-то в большом супермаркете, все не так страшно, у них есть специальный бюджет, которым покрываются расходы. Правда, если вы разобьет то очень уж существенное, вроде плазменного телевизора, тогда и рассчитываться за него придется самостоятельно. Ну, а в маленьких магазинчиках точно так же, как у нас, надо быть крайне аккуратным, чтобы не нажить себе лишней головной боли .

Держите себя в руках!

Что бы с вами не произошло в магазине, эксперты советуют вести себя спокойно. Иначе вряд ли удастся что-то доказать сотрудникам и администрации торгового центра, которая, конечно, намерена отстаивать собственные интересы, а не права покупателя. Хотя логика подсказывает, что вам не должны навязуваты то, что не нужно, пусть даже случайно испорченное вами же. Наша торговля, вышколенная еще советской системой, очень часто думаена свой карман .

Вот конкретный пример.Якось в одном из киевских супермаркетов я покупал большую упаковку макарон, вспоминает студент третьекурсник Антон. Взял с полки пакет за специальные ручки и только прошел несколько шагов, как они оборвались; упаковка упала на пол макароны рассыпались. Ко мне сразу подбежали несколько сотрудниц магазина и начали требовать, чтобы я расплатился за товар. Объясняю им, что все произошло не по моей вине. Подходят охранники и еще работница торгового зала, которая вдруг заявила, что видела, как я эту упаковку выпустил из рук. И только вмешательство администратора, котором я показал ручки, оторвавшиеся, помогло восстановить справедливость...

Если вам повезло меньше, чем этому молодому человеку, главное не терять самообладание. С вашими устными аргументами не соглашаются? Не беда! Пишите заявление с просьбой не предъявлять требования оплатить испорченный товар на основании Закона УкраиниПро защите прав потребителей на имя руководителя торгового предприятия. И не забудьте проследить, чтобы она была надлежащим образом зарегистрирована. Если и это не поможет, эксперты советуют обращаться в органы по защите прав потребителя, которые есть почти во всех городах и районных центрах. Разумеется, что вы потеряете время, но иногда это стоит потраченных усилий.

Что говорит закон

В украинском законодательстве урегулирование подобных ситуаций прямо не предусмотрено, но в любом случае его нормы тоже выступают против принудительного навязывание ненужного вам товара вроде разбитой бутылки. Главным арбитром в споре продавца с покупателем по праву считается Закон УкраиниПро защите прав потребителей . Чтобы быть готовым к подобным неприятностям, необходимо знать хотя бы несколько его положений.

Ст. 17, п. 2 гласит, щопродавець (исполнитель) обязан всячески содействовать потребителю в свободном выборе продукции. Запрещается принуждать потребителя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ему ассортимента . А теперь внимание, вопрос: неужели случайно разбитый товар является вашим выбором? Исходя из этого и надо действовать.

Ст. 19, п. 1 утверждает, щонечесна предпринимательская практика запрещается . И сразу разъяснения: нечестной считается такая деятельность (или бездействие), при которой потребителя обманывают или же когда она является агрессивной.

Ст. 19, п. 4: ... Агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы насилия, приставания или ненадлежащего влияния и существенно влияет (или может влиять) на свободу выбора или поведения потребителя в отношении приобретения продукции .

Ст. 19, п. 5: Как агрессивные запрещаются такие формы предпринимательской практики ... 4) требование оплаты продукции, предоставленной продавцом (исполнителем), если потребитель не давал прямого и недвусмысленного согласия на ее приобретение .