Нотариально заверенные аферы



Чтобы продать земельный участок, дом или другую недвижимость, лицо, которое обратилось к нотариусу с просьбой оформить такую сделку от чьего имени, должен предоставить нотариально заверенную доверенность. Если такая доверенность есть, то другой нотариус с чистым сердцем удостоверит куплю продажу или дарение имущества и недвижимости. Если же речь идет о супругах, то при продаже совместного имущества, например, земельного участка или дома, нотариус обязан истребовать письменное согласие супруга на совершение такой сделки. Это письменное согласие также должно быть удостоверено нотариально.

Но вот примеры. декабря. М. пожелала продать свою квартиру. Каково же было ее удивление, когда нотариус заявила, что на продажу квартиры существует запрет. Оказывается, квартира находится в залоге под кредит на сумму 200 тыс. долл.. США, получен не знакомой хозяйке квартиры человеком. Соглашение было заключено на основании доверенности. Трудно поверить, что работники банка не понимали, что квартиру под залог передает чужой человек, которая не имеет к ней отношения. Однако у него была доверенность.

Декабрь. Ц. получила от банка извещение на имя своего умершего отца о том, что он выступил гарантом погашения кредита и его дом находится в залоге, а задолженность не погашается. Ц. сразу обратилась к знакомому адвокату. Проверка показала, что в распоряжении банка находится нотариально удостоверенная доверенность от имени отца Ц., на основании которого был заключен договор поручительства. Для Ц. все прошло, поскольку адвокат тут зясував, что доверенность была удостоверена уже после смерти доверителя. Непостижимо однако факт. Впрочем, объяснение есть. Нотариус удостоверил документ без участия доверителя. В противном случае наследники обнаружили, что их отец уже после своей смерти подарил дом постороннему человеку. Об этом говорилось в договоре дарения, удостоверенный нотариусом. Все эти случаи из практики одного адвоката. Не многовато?

Вот, казалась, обычная история. В Т. и его жены Есть. на праве совместной собственности находилось около 70 земельных участков. Т. ушел к другой женщине, а законная супруга подала в суд иск о разделе имущества. Суд с наложением ареста на имущество в обеспечение иска не торопился. К моменту рассмотрения дела выяснилось, что Т. все имущество уже продал и делить нечего. Надо иметь талант Гоголя, чтобы описать немую сцену в заседании суда, когда все это выяснилось. Казалось бы, провернуть такое невозможно. Государство придумало реестры недвижимости, продажа от имени другого лица может осуществляться только по нотариальной доверенности, где на страже законности намертво стоят нотариусы. Однако Т. сумел все обойти. Нотариусы, оформлявшие сделки, представили от имени супруги доверенность на право продажи конкретных участков, а также (в других случаях) письменное согласие супруги на такую продажу. Сделки совершались в одном из районных центров Киевской области, а доверенности были удостоверены в Киеве, в нотариальной конторе, находящейся в элитной части города. Жена Т. понимала, что и подписи на доверенностях (а от ее имени их были десятки), и подписи на письменном согласии на совершении сделок поддельные. Ведь она впервые в жизни пересекала порог этой конторы.

Сама по себе это дело представляет замечательный психологический этюд. Брошенная мужем жена, оставшаяся с двумя несовершеннолетними детьми на руках, соответствии с договорами, продает земельные участки той женщине, к которой ушел ее муж. Еще выяснилось, что Т. продал участки не только от имени своей жены, но и от имени других людей и таким же способом с помощью нотариально заверенных поручений. Более того, были проданы земельные участки, являющиеся наследственным имуществом четырехлетней, есть несовершеннолетней, девочки. В этом случае имущество на несовершеннолетнюю девочку не было оформлено. Следовательно, в базах данных девочка не числилась собственником и ее интересы просто проигнорировали. Между тем ст. 1268 Гражданского кодекса Украины предусматривает, что малолетняя девочка считается, принявшей наследство, а значит, является собственником этой, уже проданной земли. Про девочку, оставшаяся сиротой, будто никто и не знает. Хотя участки, ей права, стоят миллионы гривен. Она же фактически осталась без ничего. Милиция и прокуратура проводят проверки

, решают вопрос о возбуждении уголовного дела.

Но и после возбуждения уголовного дела его перспективы весьма туманны. Отсутствие точного заключения графологической экспертизы оставляет сомнения, которые должны трактоваться в пользу обвиняемого. В результате, как правило, уголовное дело направляется на доследование, всячески затягивается и спускается на тормозах. Нотариус в лучшем случае потеряет право осуществлять нотариальную деятельность. Но когда сделки совершаются на десятки миллионов гривен, потеря такого права уже несущественна. В этом случае в дальнейшем можно прожить и на проценты.

Ярослав ЗЕЙКАН,Дзеркало неделе.