На одного неизвестного солдата стало меньше



На военном мемориале кладбища Дубенское в Мурманск нынешнее памяти отдавших жизнь за Родину, в отличие от предыдущих лет, имело одну особенность Не большая помпезность мероприятий, посвященных 60-летию Победы, подразумевается, а несколько дополнительно отчеканенных неделю назад слов на одном из мемориальных плит с именами погибших воинов - рядовой Кириленко Гавриил Андреевич, 1941 (год гибели - Авт.). Этакий целом неприметный строку, но чтобы с явился, ровенчанин Николаю Полищуку понадобилось пять лет упорных поисков, переписки, разговоров с старожилами и изучения архивных материалов, наконец, обивка порогов кабинетов чиновников.

Рассказывает Николай Полищук:

- Ко мне обратилась знакомая киевлянка Анна Кириленко, наконец выяснила место гибели своего отца - из Макаровского райвоенкомата ей сообщили, что рядовой Кириленко в бою погиб и похоронен в Мурманск. Так Анна Кириленко просила разыскать в Мурманск могилу отца, чтобы приехать с пожилой матерью с цветами и поклониться. Задача сперва показалось нетрудным, но со временем . Да, я придирчиво просмотрел надписи на всех братских могилах и кладбищах в Мурманск и на окраинах города, но фамилии погибшего Кириленко так и не нашел. Параллельно я обращался с запросами во все инстанции, которые могли мне помочь.

Многолетние поиски Николая Полищука, наконец, таки увенчались успехом. Когда с Макаровского райвоенкомата на Киевщине ему дополнительно сообщили, что рядовой Кириленко, по заявлениям свидетелей, погиб 27.06.1941 года перед отправкой на фронт, во время массированного бомбардировки авиацией противника железнодорожного вокзала в Мурманск. Почти одновременно с этим Николаю Полищуку стало известно, что погибших при бомбардировке железнодорожного вокзала в Мурманск, и гражданских, которые эвакуировались на восток, и военных, которые направлялись на фронт, похоронили на кладбище в Тютьковичах. Однако также выяснилось, что при застройке микрорайона Северный водители грузовиков начали сокращать путь чуть ли не через это кладбище. Такая надругательство над памятью захороненных завоевала немалый резонанс. Тогдашний председатель Ровенского облисполкома Ершов обязал горисполком принять соответствующие меры. Поэтому на кладбище провели выборочные раскопки, чтобы выяснить, кто там похоронен, эксгумировали несколько десятков трупов, а спустя перезахоронили их на кладбище Дубенское. И хотя не оказалось достоверных сведений, в числе перезахоронен был и рядовой Гавриил Кириленко, Николай Полищук посчитал, что важнее увековечить фамилию погибшего воина на мемориале, чтобы его родным было куда прийти и поклониться. Чтобы появилось соответствующее распоряжение, также пришлось потратить немало времени и усилий. И наконец, когда соответствующие инстанции согласовали ходатайство Николая Полищука, на мемориальной плите появился скупой надпись - рядовой Кириленко Гаврила Андреевич.

Владимир Крушельницкой