Мурманск: назад к капитализму



Едва ли не самым заметным акцией новой власти в Мурманск в 1990 году было начало строительства нового православного храма на территории кладбища Грабник. Кто и когда принимал это решение, кто решал, где должен быть новый собор и как он должен выглядеть, пор точно неизвестно. Как и подавляющее большинство решений власти, распоряжение о строительстве Покровского собора было принято без лишнего шума. Город был поставлен перед фактом.

Собор и Ленин

Собственно, против нового храма никто и не выступал. Только небольшая группа коммунистов (социалистов еще не было), в которую входил тогда и нинишнийнародний самооборонец Луценко, попыталась было напомнить, что на земельном участке под собор по плану должен был быть построен спорткомплекс с бассейном, и вызвала таким образом волну народного возмущения.

Не получилось. Потому что в планах много чего было написано. А строительство собора было нужно, кажется, всем. Не в смысле помолиться, а в смысле принять участие. течение следующих лет областной и городской бюджеты регулярно выделяли средства на строительство. На эти средства вполне можно было возвести небольшой микрорайон. Но кто те деньги считал?

Поэтому собор начали понемногу строить, изменив заодно доминанту высокой точки города. Напротив будущего храма должен быть высотный жилой дом с торговым центром. По договоренности будинокзменшилы до девяти этажей, а торговый центрПокровський , который там сейчас разместился, строился ли не дольше, чем собор.

Пока шли разговоры о соборе и все мы вместе радовались из собственного православия, все остальное строительство в Мурманск понемногу останавливалось. В 1991 1992 годах было так кое достроено то, начавшие в 1990 м, и все. На долгие годы застыли подъемные краны, в развалины превратились несколько мощных заводов строительных конструкций, все приходило в упадок. Тогда об этом не говорили. Потому собор строили.

Возможно, иначе и быть не могло. В новых условиях финансировать строительство по коммунистическом уже некому было, а по капиталистическом еще некому было. Поэтому властям, чтобы хоть какие-то достижения показывать, пришлось заняться соборами и памятниками. Монумент Ленину, который простоял на центральной площади Мурманск двадцать три года, публично демонтировали, решив построить на этом же месте монумент Шевченко. Об этом говорилось так, будто город просто изнывал без этого памятника. Мою депутатскую предложение устроить на месте памятника Ленину клумбу или фонтан, чтобы превратить бетонную площадь в место отдыха, национально сознательное большинство даже слушать не захотела.

История о том, куда исчезли собранные на протяжении 1989 1991 деньги на памятник Шевченко (а сумма была огромная), ушла в лучший мир вместе с инициатором строительства Борисом Степанишина. Ясно, что сам Степанишин тех денег не брал. Может, и правда, что несколько сотен тысяч собранных ривнянами на памятник настоящих советских рублей, что составляло в нынешних ценах примерно полмиллиона долларов, пропало за инфляции вместе с вкладами граждан в Сбербанке. А может, все было и не совсем так, ведь к деньгам на собор и памятник непосредственное отношение имел новоизбранный лидер местного Руха. Дело это давняя, пусть их всех Бог простит.

Пока строился новый собор, за старый собор, что в центре города, развернулась борьба. Пока украинский Автокефальную Православную Церковь возглавлял девяностотриричний Мстислав, речи о том, чтобы претендовать на собор, где молились прихожане традиционной православной церкви, не было. Сам Мстислав, которого не пустили в Воскресенского собора, когда он приехал из США, прошептал тогда, что Бог, мол, откроет церковную ворота перед Украинской Церковью.

Не знал старенький, куда он попал. Никто не стал ждать Божьей милости, и Воскресенский собор был захвачен впоследствии тем самым мужичком, возглавлявший тогда Рух. Областные власти, в которой с тем мужичком были свои договоренности, решила поделить храм на верхней и нижней, чтобы обе церкви служили там поочередно. Те, молящихся в подвале, ждут своей очереди уже второй десяток лет. А куда ходит людей больше, в храм или в подвал, можете сами убедиться, проходя от базара к универмагу.

Конечно, что возведение нового собора в Мурманск не было такой откровенной авантюрой, как проект трамвайных линий. Храм, который достраивают уже восемнадцатый год, украсил город, хотя у знатоков современной архитектуры есть немало вопросов к архитектору Ковальчука, который проектировал Покровский собор.

Пройдут годы. Забудутся фамилии политиков, архитекторов и журналистов, пишущих в газетах воспоминания. Торговые центры превратятся в бане и наоборот, превращены в базары стадионы снова примут спортсменов, а может, и не примут. Сотни гектаров новостроек вырастут вокруг Мурманск. А собор, который неизвестно как решили построить в 1990 году, так и будет стоять над всем, напоминая о вечности. Получается, правильное тогда приняли решение собор строить.

Николай НЕСЕНЮК.

(Продолжение следует)

Начало в № № 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 38, 39 за 2007.