Лики любви: о семейном счастье выдающихся личностей



В современной жизни наблюдается беспрецедентное наступление на институт брака. Семья как универсальный центр для обеспечения продуктивной жизнедеятельности супругов постепенно разлагается, все чаще не справляясь со своими функциями. Искаженное восприятие совместной жизни родителей деформирует психику детей, которые затем зачастую повторяют печальный семейный сюжет... не помешало бы обратиться к опыту построения семьи выдающимися личностями он, бесспорно, может понадобиться современникам, дезориентированным в системе ценностей. Кроме того, их отношение к брачных уз значительной степени формирует восприятие союза мужчины и женщины в массовом сознании: ориентиры, выставлены лидерами, часто становятся стереотипами.

Вампирические эгоцентрист

Это, пожалуй, самая многочисленная группа представителей породы гениев; для них брак или имел формальное значение, или не имел никакого значения. Они до такой степени озабочены собой и своими мистическими целями, что остальные люди были только строительным материалом, весь мир должен крутиться вокруг них, приобщаясь к их миропонимания. Но судьба оставила их за пределами семейного рая, большому счету невозможно избежать неизбежных последствий собственных действий. Александр Македонский, Юлий Цезарь, Огюст Роден, Александр Блок, Ги де Мопассан, Джордж Байрон, Максим Горький, Генрих Шлиман, Альбер Камю, Айседора Дункан, Коко Шанель, Марина Цветаева вот небольшой перечень эгоцентрических лиц, которые снисходительно относились к браку. В этой когорте и безнадежные одиночки, которые не создали семьи: Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Винсент ван Гог, Фридрих Ницше, Исаак Ньютон, Елена Блаватская, Альфред Нобель. А также откровенные разрушители и убийцы, как царь Иван Грозный, Иосиф Сталин, Адольф Гитлер.

У мужчин брачная анемия прямо связана с отсутствием или деформацией образа отца, у женщин с решительным отвержением или неосознанным копированием образа матери. Психологические трудности с восприятием образа отца как хорошего симянина и неспособность отыскать в окружении достойную замену в качестве ориентира для моделирования поведения в паре не позволили создать счастливой семьи большинства из вышеуказанных особ. Бесконечно любя матерей, Елена Блаватская не желала сыграть мученическую роль одной из них, а Айседора Дункан, наоборот, выбрала для себя материнскую безбрачные модель.

Типичной иллюстрацией скрытого влияния родителей может служить жизнь Ги де Мопассана, который так же, как и его пораженные нервными болезнями и пороками родители, не сумел создать семейного уюта, не сумел научиться любви, хотя на удивление ловко манипулировал страстью. Разрываясь между отцом и матерью, Ги не смог отбросить отца, он тихо и покорно принял для себя его формулу отношения к женщине, тогда как от матери впитал раннюю любовь к эмоционально насыщенной литературы. После развода родителей 11ричний хлопчикзалишився жить с матерью, сильной и волевой женщиной . Любя мать, он не сумел взять за ориентир ее отношение к браку.

Альтернативные союзы

Карл Маркс, Зигмунд Фрейд, Бернард Шоу, Лев Толстой, Ленин с их отстраненным отношением к семье могли бы составить группу маргиналов, в которой отношения между полами удалены от любви, как галактики, не ведающие друг о друге. Пограничный вид отношений, не лишен, впрочем, симпатии, продемонстрировали шокирующие Жан Поль Сартр и Симона де Бовуар, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Сальвадор Дали и Гала. Бросая вызов догмам, эти пары нашли свое, вопиющий и вместе приемлемый формат отношений. В том числе доведя, что семейное счастье есть разделенной самосознанием, пусть и странным, но убедительным для двоих самовнушением. А еще, может, единственным способом избежать безнадежного, убийственного прозябания в одиночестве.

На самом деле диапазон влияния родительских моделей слишком широк, а дети способны перекраивать собственные модели, если имеют достаточную волю и формируют в процессе самоактуализации позитивно активное мышление. Примером здесь может служить жизнь Козимы Вагнер. Очевидно, Козима вряд ли решилась бы на внебрачные и такие шокирующие к тому времени отношения со скандальным композитором, бы не имела примеру своих родителей. Тот факт, что Козима была внебрачным ребенком монументально известных композитора Ференца Листа и писательницы Мари Дага, которые руководствовались исключительно собственным правилам, будто открывал возможности плыть против течения, действовать вопреки общественным представлениям о морали. Начать отношения с женатым мужчиной в статусе замужней светской женщины, да еще и имея детей от мужа, признанного в светском обществе и в музыкальном мире, для такого резонансного поступка необходима не только воля, но и определенное пренебрежение догм. Именно модель отношений родителей наделила ее той потрясающей внутренней свободой, на которую способны лишь редкие отважные личности с завышенной самооценкой.

Ген любви и брака миссии

Наконец, третий, наименее многочисленную группу, составляют люди, которым посчастливилось испытать счастье любви. Наиболее успешными оказались те пары, которые сумели сформировать совместную миссию, единую для двух цели, что высший смысл. Такие пары словно обладали объединенной аурой, невидимой защитной пленкой от мирских бед. Сосредоточенность вообще делает людей немыслимо сильными, увеличивая их возможности раз, когда же речь идет о сосредоточены пары они приобретают несокрушимости и привлекательности горных вершин. Как далеки заснеженные пики, они сияют для всех, подбадривают многих, но слишком высокие и мощные, чтобы им могли причинить зло. К таким редким символов семейного счастья можно отнести Николая и Елену Рерихов, Альберта Швейцера и Елены Бреслау, Вила и Ариэль Дюрант, Пьера Кюри и Мария Склодовская Кюри. значительной степени близки к этому типу Андрей Сахаров и Елена Боннэр, Михаил и Раиса Горбачевы.

Следует сказать, что гигантская сила родительских моделей проглядывает во всех симях, где царил дух миссии. Мотивированные, сосредоточены, самодостаточные и уверенные в себе личности умели строить правильные отношения между полами. Ничто так не формировало отношение к семье у Николая и Елены Рерихов, Сенеки Младшего и Паулины, Пьера Кюри и Марии Склодовской, Альберта Швейцера и Елены Бреслау, Артура Конан Дойля и Джин Лекки, Михаила и Раисы Горбачевых, как прочные, ответственные и серьезные связки их родителей. Традиция рода иногда играет роль непробиваемой стены, скалы, монументального сфинкса, величественно сводится над сознанием. Можно вспомнить о незыблемости традиций в життибатька индийской нации Махатмы Ганди. Его представления о морали и поведение симянина формировались прежде всего под влиянием традиционного благочестия родителей, которые представляли собой эталон непогрешимости в семейной жизни. Еще одним примером влияния воспитания можно считать рыцарские установки Артура Конан Дойля, привиты ему в детстве матерью; благоговейно

чуткое и подчеркнуто уважительное отношение к женщине он сохранил на всю жизнь.

Стратегические принципы

По первый, большинство людей, которые прожили в браке счастливую жизнь, рассматривали его заключения как одну из серьезных жизненных дел, может даже как важнейшее решение своей жизни. Счастливый союз в нихпрограмувався задолго до его создания и даже задолго до самой встречи с избранницей или избранником. В основе психологической зрелости лежит понимание своей стратегической цели в жизни и осознание цели потенциального партнера. Создание счастливой семьи рассматривалось как труд, которой соискатели были готовы.

По вторая, непременное преобладание духовного начала над другими сферами является необходимым условием создания счастливого союза. Духовная близость и духовное единение непоколебимая сила, позволяющая парам пережить самые непредсказуемые испытания и пройти через любые какие удары судьбы.Ты это я , многозначительно говорил Андрей Сахаров Елене Боннэр. Верхним этажом духовности является общая миссия формула семейного счастья и гармонии.

По третий, защиту семейной атмосферы от проникновения чужой энергетики всегда считался одним из важнейших принципов охраны внутрисемейного пространства. Хорошая семья всегда защищена семья, энергетический щит был непременным атрибутом лучших пар. Из небольшого домика в дебрях Гималаев, лишенного таких привычных удобств, как свет и газ, Рерихам было легче регулировать свои отношения с остальным миром. Самодостаточные и духовно сосредоточены, они руководили этими отношениями, и упрощенный быт не помешал их счастью. Такой же самой формуле воспользовался и Альберт Швейцер, который выбрал для жизни крайне отдаленное и тяжелое для проживания африканское Ламбарене. Почти в буквальном смысле, за высокими заборами, поодаль нежелательных глаз наблюдателей жили Рихард и Козима Вагнер, Артур Конан Дойль и Джин Лекки, Карло Понти и Софи Лорен. Достаточно закрыто, почти ни с кем не общаясь, сосредоточившись на внутренней жизни семьи и творческом поиске, жили Марк и Белла Шагал. Побег Сенеки Младшего и Паулины внепроникне кольцо покоя своих поместий или Джека Лондона и его второй жены Чармиан на Гавайские острова также является запоздалым решением создать защитную оболочку для семьи. А осьексперимент Альбера Камю, который пригласил своего друга Ива Буржуа для спасения брака с Симоной Ие, расползающийся по швам, привел к разрушению семейной энергетической оболочки. Неудивительно, что Ив Буржуа начал откровенно проявлять сексуальный интерес к женой друга... Печальные результаты неудачного опыта так потрясли писателя, что вскоре он стал отстраненно жить в компании с двумя лесбиянками...

По четвёртые, способность дополнять друг друга в жизни остается действенным способом взаимной психологической помощи, направленной на благо брака. Союзы императора Августа и Ливии, князя Ярослава Мудрого и Ирины могут служить содержательными примерами, когда черты государственных деятелей и безупречных воителей, недостающие мужчинам, умело, различными способами воспитывали их жены. Еще одним примером взаимодополняемости на основе любви и сближенной духовности мог бы служить брак Пьера Кюри и Марии Склодовской. От введения в большую науку, чего жена ни за что не сумела бы сделать без настойчивой последовательности любящего мужа, и к действенной защиты имени Кюри после смерти ученого.

По пятых, способность к духовному росту и самодостаточность личностей обязательна условие прогресса отношений в паре. Со временем каждая личность изменяется, развиваясь или находясь в стагнации, причем второе почти всегда тождественно деградации внутреннего мира и разлома всей духовной сферы. Вообще, с точки зрения современной психологии, идеальный брак это свободный союз двух социально и духовно самодостаточных людей. Примеров распада вследствие отставания одного из партнеров более чем достаточно. Упомянем лишь Джека Лондона, когда в его жизни, в противовес аморфной и вялой Бесс Мадерн, ворвалась бурная, как его любимое штормовое море, Чармиан Киттредж. Так же Козима Вагнер представляла собой совершенно иной тип личности, чем первая жена Рихарда Вагнера Минна Планер. Если Козима была ярким, горящим очагом, которое давало пламени Вагнера новую силу, то Минна была водой, гасившую его огонь творчества. Самодостаточность и самобытная интеллектуальная сила Симоны де Бовуар предопределили долговечность ее союза с Жаном Полем Сартром, котором, благодаря договоренности со своей подругой о полной свободе действий, хватало красивых женщин, которые на поверку оказывались никудышними собеседница.

По шестой, интимный мир каждого волшебной семьи может быть сколь угодно разнообразным, лишь бы он всегда опирался на личную этику пары. Эрос это их общие представления о ближайших отношения между полами. И если пара способна поддерживать высокую эмоциональную напряженность, эрос непременно теряет элемент доминирования внутри представлений супругов. А розеднанисть сексуальной жизни и появапартнерив на стороне не что иное, как прямое следствие изначально неверного выбора. Само понятие сексуальной гармонии предусматривает вовсе не удовлетворение друг другом в течение короткого периода страсти, а поддержание искреннего эмоционального интереса друг к другу на всю жизнь.

На формирование и развитие гена любви отдельно взятого человека, кроме вложенного предыдущими поколениями, родителями, окружением, более заметное влияние оказывают книги, музыка, кинофильмы, стереотипы, которые насаждаются в конкретном социальном пространстве, и, наконец, собственная воля. Каждый успешный союз это прежде плодотворная и кропотливая работа двух, их способность ежедневно подбрасывать уголь в общую семейную печь.

Валентин БАДРАК,Дзеркало неделе.