Как решать старые проблемы с помощью новых кодексов



С первого сентября 2005 вступили в силу новые Гражданско-процессуальный кодекс Украины и Кодекс административного судопроизводства Украины. О результативности принятых кодексов пока говорить рано, ведь в таких случаях в юриспруденции результат показывает практика применения Однако рядовому гражданину трудно понять новеллы процессуального законодательства, тем более, что на сегодня большинство судей и юристов сами занимаются изучением положений нововведений и применением их на практике.

Граждане должны знать, что в старом Гражданско-процессуальном кодексе Украины от 1963 года существовали исковое производство, отдельное производство и производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. На сегодня с принятием новых процессуальных кодексов производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, легло в основу Кодекса административного судопроизводства Украины, а отдельное и исковое производство в Гражданский процессуальный кодекс.

Следовательно, согласно положениям Кодекса административного судопроизводства Украины, компетенция будущих административных судов будет распространяться на: споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности; споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождение, освобождение из публичной службы; споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий, а также споры , возникающие по поводу заключения и выполнения административных договоров; споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом; споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума. Таким образом в административных судах будут рассматриваться дела из вышеупомянутых вопросов. Но административные суды еще не созданы. Поэтому гражданам необходимо знать следующее.

Окружной административный суд начинает свою деятельность после назначения (избрания) в его состав не менее трех судей и при наличии обустроенного помещения. О начале деятельности каждого административного суда Государственная судебная администрация Украины сообщает через общегосударственные и соответствующие местные официальные печатные издания. А до начала деятельности окружного административного суда подсудные ему дела решают в первой инстанции соответствующие местные общие суды (городские, районные, районные) на основании Кодекса административного судопроизводства Украины.

В связи с вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства Украины заявления и жалобы по делам, возникающим из административно-правовых отношений, а также заявления по делам об отказе органа государственной регистрации актов гражданского состояния внести поправки в актовую запись гражданского состояния (главы 29-32 и 36 Гражданского процессуального кодекса Украины 1963 года), а также апелляционные, кассационные жалобы (представления), заявления (представления) о пересмотре судебных решений по вновь открывшимся и исключительными обстоятельствами в таких делах , поданные и не рассмотренные до вступления в силу Кодекса административного судопроизводства Украины, рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Такие заявления или жалобы (представления) не могут быть оставлены без движения или возвращены в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства, если они поданы с соблюдением соответствующих требований и правил подсудности, установленных Гражданско-процессуальным кодексом Украины 1963 года.

Отныне граждане должны обращаться в суд для решения вопросов, возникающих из административно-правовых отношений, не с привычными для них жалобами и заявлениями, а с административным иском, который имеет форму искового заявления.