Иван Ветров : Я заплатил за свое назначение высокую цену



Сами ректоры высших учебных заведений должны быть заинтересованы в прозрачности вступительной кампании и, чтобы сделать вступительные экзамены максимально открытыми, даже приглашать на них представителей средств массовой информации, убежден новоназначенный начальник областного управления образования Иван Ветров, который, отвечая на вопросы наших читателей, пообещал решить проблему родительских взносов на ремонт школ и признался, что не любит так называемых приемных дней, поскольку считает, что, если он может помочь человеку решить его проблему, например, во вторник , то почему она должна ждать дня его личного приема - пятницы.

- Министр образования Станислав Николаенко - член Социалистической партии. А вы социалист?

- Я разделяю взгляды многих политических деятелей, которые в той или иной мере высказываются за социальную защиту. Возможно, это во мне от того, что я начинал работу еще в институте председателем профкома студентов и очень много внимания уделял социальной защите. Впрочем, я беспартийный, хотя мне импонирует и СПУ, и УНП и НРУ. Вообще же, я всегда оцениваю людей в зависимости от их человеческих качеств, а не в зависимости от партийной принадлежности.

- Недавно стало известно о расценках, которые существовали при назначениях. Сколько вы заплатили за нынешнюю должность?

- Я думаю, что заплатил за это высокую цену, которая проявляется в недостаточном внимании моим собственным детям и жене, невозможности часто видеться с моей старенькой мамой.

- Меня зовут Александр. Которую вы будете проводить политику в отношении частных вузов?

- Управление образования лишь координирует работу высших учебных заведений, а юридически она регламентируется Министерством образования и науки.

- Мой вопрос возник из-за этих постоянных проверок, которые сейчас проходят в частных высших учебных заведениях

- Я встречался с министром образования, и он за то, чтобы такие учебные заведения работали. Однако дело в том, что под вывеской частных высших учебных заведений открываются филиалы, расположенные, например, в трех комнатах, без соответствующей материальной базы. Поэтому в этом вопросе нужно наводить порядок, требовать определенного уровня. Ведь вы, думаю, не хотели бы, чтобы ваш ребенок попал на пять лет в такую ловушку, а затем чтобы оказалось, что ее образование не надлежащего уровня и поэтому она неконкурентоспособную на рынке труда. То есть эти проверки проводятся для того, чтобы защитить людей от мошенников.

- Звонит вам Василий. Скажите, носить и дальше учителя определенную сумму, в том числе 20 гривен, когда в школу приезжать комиссия? Это касается аттестации

- Я вам скажу, что следует достоинство самым учителям, чтобы не делать этого. Ведь нельзя бороться с этой проблемой лишь с одной стороны. Со своей стороны я, как начальник управления образования, постараюсь сделать все возможное, чтобы такого не было. Конечно, я о таких сбора денег, когда проверки выезжали, слышал, хотя не скажу, что эти факты подтверждались. Впрочем, думаю, сбором денег можно легко положить конец, но, чтобы это было быстрее, нужно действовать с обеих сторон. Кстати, отмечу, что я был директором гимназии и переживал аттестацию учебного заведения, но с такой проблемой не сталкивался. То есть я вообще не имею понятия, что такое сдавать деньги, когда проходит аттестация.

- Меня зовут Наталья. Я пять лет педагогического стажа, но восемь лет уже не работаю в школе после того, как попала под сокращение. За это время я не смогла найти работу учителя начальных классов. Скажите, есть ли у меня шанс сейчас устроиться на учительскую работу?

- Вы наверняка хорошо знаете проблему учителей начальных классов. Она связана с проблемами демографического характера, в частности рождаемостью детей. Ежегодно, к большому сожалению, рождаемость падает и, когда остановится этот процесс, я не могу сказать. Думаю, что те меры, которые совершены сегодня правительством в направлении поддержки рождаемости, должны его остановить. Но пока количество начальных классов с каждым годом cкорочуеться и предполагается, что их уменьшится и в этом учебном году.

- Вас беспокоит Марина. Мой ребенок учится в шестом классе. И каждый год мы сдаем деньги на ремонт школы. Эта практика продожуватиметься и впредь?

- К сожалению, наша экономика не сработала еще таким образом, чтобы образование было нормальное государственное финансирование. Она была покинута судьбы, поставленная перед вопросом: как действовать? Ведь для создания нормальных условий обучения нужны средства. Я лично почувствовал эту проблему на собственной шкуре, работая директором гимназии, когда приходилось использовать все свои возможные знакомства, чтобы найти какую копейку и профинансировать элементарные вещи, например, обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм, приобретение оборудования, учебных пособий, так как средства на это не выделяли вообще. Было финансирования только на коммунальные услуги и зарплату. Поэтому, чтобы поддержать в надлежащем состоянии помещения, нужно было какие деньги сдавать. Единственная проблема, как я понимаю, в том, что, возможно, это делается недостаточно прозрачно или без участия общественного совета, родителей. То надо именно на этом делать акцент. Очень надеюсь, что вопрос сбора денег на школьные ремонты в будущем вообще исчезнет, и буду прилагать для этого все усилия. Прежде же вопрос, который буду поднимать на уровне райгосадминистраций, это именно переговоры по поводу того, чтобы эти жалкие деньги, которые сейчас собирают с каждого, как нищие, директора школ, все же были выделены государством.

- Мое второй вопрос касается учебников. Их в школе не хватает и мы должны учебники покупать

- Учебниками для изучения основных школьных предметов учебные заведения в основном обеспечены. А вот для дополнительных предметов, то есть тех, которые есть в вариативной части программы, их может и не хватать. Например, для углубленного изучения английского языка есть много альтернативных учебников. Они стоят не одну-две гривны, а десять и более.

- Это понятно. Но мы в школе № 23 вот уже два года покупаем учебники по математике, зарубежной литературы и истории

- С зарубежной литературы существовала такая проблема, поскольку часто менялась программа и приходилось менять учебники, а по другим предметам - их могло не хватать, потому что обеспечение учебниками по основным предметам составляет 98%.

- Можно быть уверенным, что в этом году будет выполнена указание Президента относительно того, чтобы довести количество государственных мест в вузах до 50%?

- Я думаю, что это реально сделать. Министр об этом заявил и, думаю, он свои обещания воплотит в жизнь.

- В селе Балашовка Березновского района есть хороший коллегиум, в котором создан музей бывшего Президента. Этот музей и впредь сохраняет имя Леонида Кучмы?

- Не хочу никого обидеть этого коллегиума, ведь вообще это хорошо, что деньги вложены в образование, однако насколько целесообразно было вкладывать эти средства в отдельную школу - это уже другой вопрос. Ведь в области есть 23 проблемных школы, в которых помещения в неудовлетворительном состоянии: у них течет крыша, нет отопления, помещение нуждается полной замены ли долгостроем. И вот на фоне школ, где дети на уроках сидят за холода в шапках, строить такой памятник, как в Балашивци, считаю просто нецелесообразным. А насчет музея, то чего бы его не сохранить, если вещи, которые там есть, представляют какую-то ценность. Как будет называться этот музей: имени Президента или музей подарков Кучмы - это уже не так существенно. Фигура Леонида Кучмы была в нашей истории, а поскольку он был Президентом государства, то это дело государства, а не образования: оставлять музей или нет. Я же считаю, что образовании создания музея было навязано.

- Меня зовут Людмила и мой вопрос касается школы-детсада № 53, учреждения для детей с особыми потребностями. Здесь недавно назначен новый директор и теперь ходят слухи, что дошкольных групп в нем не будет, а будут только школьные классы. Родители встревожены, мол, их детей переведут в детдом в Ясениничах или выбросят на улицу. Хотелось бы знать, есть ли в этих слухах доля правды?

- Переводить детей из этого учреждения в принудительном порядке не будут. Хотя, по результатам психолого-педагогической консультации, часть детей не может там учиться. Родителям таких детей рекомендовать перевести их в других специализированных учреждений.

- Вас беспокоят из села Городок Ровенского района. Мой ребенок должен идти в первый класс. Скажите, можем ли мы ее отдать в Ровенской украинской гимназии? Или там есть набор в первый класс?

- В гимназию набирают только до пятого класса.

- Может ли мой ребенок в этом случае прийти в гимназию из другой школы города или, например, из сельской школы?

- В гимназии всегда были приоритетом знания. Поэтому, чтобы стать ее учеником, нужно иметь знания на уровне начальной школы, не важно, в каком заведении получены. Проверяется же при поступлении в гимназию грамотность, чтение, знания по математике, логика, общее развитие. Для этого проводится диктант, тестирование по математике, даются психологические задачи. Хотя Ровенская украинская гимназия является городским учреждением, в ней учатся и дети из сел: Белой Кринице, Обарова, Колоденка. Ведь если ребенок отвечает требованиям гимназии и у нее есть возможность доезжать, то почему ее не взять на обучение?

- А в Мурманск есть гимназии, в которые вступают с первого класса? И нужно ли проходить какие тестирования, чтобы к ним попасть?

- Это гуманитарная гимназия и школа № 15, в которых углубленно изучают иностранный язык, коллегиум. Есть отдельные начальные школы с улучшенными условиями, можете туда обращаться. Согласно приказу министерства, в первый класс принимают без конкурса, за исключением специализированных учреждений, например с углубленным изучением иностранных языков.

- В Национальном университете водного хозяйства не хватает компьютерных классов, кабинетов с компьютерами для написания курсовых работ, хотя требуют, чтобы все эти работы были в печатном виде. Можно как-то решить эту проблему?

- Думаю, что можно. Я обращусь к ректору, пообщаюсь с ним. Ведь считаю, что проблема составить график посещения таких кабинетов для студентов, которые хотят заниматься наукой.

- Как вы относитесь к знаку рода Лимычей, расположенного возле Ровенской украинской гимназии?

- Я не могу этого знака даже высказать какое-то свое отношение. Ведь, с одной стороны, это памятник семьи, исследовала свой род до одиннадцатого колена, а это нужно уважать и ценить. С другой стороны, я не вижу необходимости, чтобы этот знак стоял перед двумя учебными заведениями. Однако нас об этом никто не спрашивал, ведь территория, на которой разместили знак, не наша, она принадлежит городу и город принял такое решение. Но лично я считаю, что в Мурманск хватает места, где можно было бы его установить. У гимназии же можно было бы расположить памятник Федору Пекарской, открывший первую в Мурманск украинскую гимназию.

- Это правда, что теперь выпускные экзамены будут засчитываться как вступительные в учебные заведения?

- Это очень хороший шаг Министерства образования относительно прозрачности вступительной кампании - независимое тестирование. В пяти крупных городах страны в этом году выпускники смогли его пройти. По результатам тестирования они получили сертификаты, дающие им право не сдавать выпускные экзамены по протестированного предмета, ведь до аттестата заносится отметка по сертификату. Сертификат можно также подавать на вступительные экзамены, ведь решению министерства их было приказано принимать всем вузам. Единственное, если предмет является профильным, то экзамен по нему все равно будут составлять, несмотря на оценку в сертификате. Кроме этого, вузы обязали в этом году тоже разработать тесты для поступающих.

- А наши Ровенская школьники принимали участие в независимом тестировании?

- Брали. Единственное, я не знаю, почему так случилось, что о его проведении почти никто не знал. Я, как директор гимназии, лично интересовался этим тестированием, поэтому о нем узнал. А документа о его проведение так и не поступило, хотя должны были бы его получить все учебные заведения.

Записала Мирослава Шершень