Художник Тарас Бильчук: В Америку я взял с собой вязкую кистей и 20 метров полотна



Одним из авторов художественного проектуРиздвяни дары был американо ровенский художник Тарас Бильчук. Уроженец Ровенской был одним из активных деятелей студенческих акций протеста 90 х годов, имел выставки во Львове, 13 лет работал в США, где имел собственную студиюVision & Art . А год назад вернулся в Украину, оставив за океаном большую часть картин, поселился в старом родительском доме возле Здолбунова и начал работать над творческими, однако неприбыльными проектами.

Рождественские дары начались в 1992 году, накануне праздника Андрея. Тогда было около 50 участников, непрофессиональные и профессиональные художники. Подобный проект я делал в США, на базе одной большой украинской общины в Вашингтоне. Правда, тогда это не називалиРиздвяни дары , но принцип был тот же.

Я в этом году отмечает 30 лет своей творческой деятельности. В 1978 году в Мурманск я закончил частную художественную студию, потом Львовскую академию искусств, прежде учился на дизайне в Беларуси, а уже в США начал обучение на магистра.

А как вы попали в США?

Во Львове я вместе с Маркияном Иващишиным был одним из инициаторов створенняСтудентського братства . 12 дней голодал на видомийРеволюции на граните . Был редактором одного из первых украинских незалежнихсамвидавив Горнило тогда мы первые напечатали о приезде в Украину патриарха Мстислава. И именно тогда вся культурная элита, священники, приехавших с митрополитом, побывали на нескольких выставках молодых художников покупали вышивку, картины, что нам было приятно с финансовой точки зрения. Потом я делал дипломную работу витражи в церкви, которую благословил Мстислав, и когда он умер, меня отправили в США на похороны. Там я встретил людей, в свое время были на наших выставках, которые и предложили там остаться. Я взял тогда с собой вязко кистей и 20 метров полотна.

Сначала я написал серию картин на тему голодомора, сериюДва берега , когда Мазепа с казаками переплывает Десну тем самым хотел показать, откуда началась эмиграция, а также серию портретов, рисунков. Это все я впервые выставил на персональной выставке в Нью Йорке в 1993 году открыл в декабре, а действовала она до конца января 1994 го.

А ту выставку видела только украинская диаспора?

Нью Йорк тем и интересен, что только официальных художников там 300 000, а неофициальных пожалуй, каждый второй. Это город художников и музыкантов. Там есть часть города,East village ( Западное село ), которая буквально живет теми выставками. Тогда меня разрекламировали по всему тому городке, и посетили ее множество людей. Причем, мне сразу предложили серию выставок Америкой, своим творчеством я поднял хороший пласт исторический и политический, что для меня не было новым, ведь я был активным деятелем общественной жизни в Украине.

Вообще, я не собирался оставаться в США, планировал сделать те несколько выставок и вернуться в Украину у меня осталась семья, бизнес. Однако в 1994 году начались какие-то непонятные репрессии. Начали загадочно гибнуть молодые люди, принимавшим участие в политике секретарь Народного движения, один из студенческих братчиков, занимавшийся фондами, другие люди. У меня появились сомнения. Поэтому со временем я забрал семью к себе. Дочь сейчас тоже занимается живописью, а 15 летний сын хоккеист, играет в юношеской командиАмерикен Дэвилз из 19 летними ребятами.

Многие из эмигрантов в Америке вынужден заниматься чем угодно, чтобы хоть что-то заработать. А вас кормила только творчество?

Обычно я делал портреты, началось все с портрета Мстислава. Также оформлял церкви. В то время умерло много известных художников, и, возможно, мне удалось занять ту брешь украинского изобразительного искусства. Я создавал сотни картин. В одной из лучших моих серийУкраина моя солнечная , по мотивам произведений Шевченко, картины стоили 25 30 тысяч долларов.

В США штамповкой какого стиля не удивишь, там многое изображают в модерновом стиле. Я подумал, чем наши казаки не являются модерновыми? Поэтому начал делать картины на украинскую патриотическую тематику в модерне. Одна из первых таких работ,Иван Сирко , находится в Украинском музее в Нью Йорке. АКозак Мамай даже латиноамериканцам понравился, потому что он был похож на их некоего генерала. Один из них купил картины из серииГолодомор для какой клиники. Одну из картин приобрели даже для японской галерее. Кроме того, мои работы выставлялись в университетах, где я проводил мастер классы.

Как видим, дела в США шли довольно удачно. Так почему же вы вернулись?

Я никогда не считал Америку своим новым домом. Я был душой в Украину. Все те 13 лет я жил в США временно, ведь всегда хотел домой. Сейчас живу в старом родительском доме в селе Корчев Здолбуновского района, занимаюсь творчеством. Этому селу почти 500 лет, назад за океаном я шутил, что мое селостарише за всю Америку .