Дом-вышиванка



В доме Степана Горчука, который живет в селе Софиевка Дубенского района, веселое разнообразием, которое создают вышитые вещи полотенца, скатерти, покрывала, салфетки, шторы и даже иконы украшают дом, каждую его комнату. Причем, все вышивки сделаны самим хозяином, который увлекается этим ремеслом уже 32 года.

В детстве Степан наблюдал, как вышивала его мама, и сестры брались за это занятие. В девятиричному возрасте он впервые взял в руки иглу.

Однажды я увидел на столе недошитого полотенца, нить раз была заправлена в иглу, вот я и решил попробовать, вспоминает человек свое первое вышивания. Как раз было воскресенье, когда вышивать не принято. Поэтому я спрятался, чтобы никто не видел. Вышивка моя удалась. Позже мама заметила, что нет нити, и начала зясовуваты, где она делась. Так я дошив, говорю. Однако мама этого тогда всерьез не восприняла, и когда я позже садился за вышивку, тоже иногда на меня покрикивала, мол, что ты там понимаешь, зря ткань тратишь.

Может, бы был брат, заинтересовался бы чем мальчишеский, объясняет свое увлечение п.Степан, и вспоминает первый завершенный работу то была салфетка дорожка, на которой он вышил тюльпаны, перевязани синей лентой. Серьезнее, признался п.Степан, вышивкой занялся после того, как принял участие в школьной выставке. Степан не делал тайны из своего нехлопчачого захвата, сверстники знали, что он вышивает, но никогда из него не смеялись.

Вышиванок не продает

Сейчас в коллекции Степана Горчука насчитывается более двадцати вышитых полотенец, три пары штор, две скатерти, более пятнадцати наволочек, пять вышивок из молитвоюОтче наш ,Заповитом Шевченко и портрет самого поэта, покрывало, салфетки, а также 15 икон. Правда, четыре из них автор подарил, а остальные находятся в его доме.

Одна икона сейчас находится в музее Вербской школы, одну подарил своему двоюродному дяде, работающий священником в Луцке, а еще две в Германии, тоже у родственников, рассказывает вышивальщик. Сейчас вышиваю преимущественно иконы. Работа над одной иконой занимает примерно полтора месяца, ведь вышиваю в основном по вечерам.

Каждая вышитая работа находится в доме на своем месте. На полочке в шкафу лежит лишь одно полотенце. Мужчина говорит, что если не будет места в доме для новой вышивки, то вывешивать ее на место старой, а ту составлять в бывшую мамину сундук, сих пор стоит в доме.

Как рассказали односельчане п.Степана, многие его полотенец и салфеток украшают местную церковь. Здесь же человек и освящает свои иконы после того, как вышьет, вымыть, прогладьте и заправит в рамки. Местный священник, похоже, ничего плохого с точки зрения церкви в вышивке икон не видит, ведь замечаний Степану по этому ни разу не делал.

Схемы для вышивания мужчина покупает или берет взаймы у других, любителей такого занятия. А также постоянно выписывает женские журналы также ради схем. Сам пока придумывать узор не брался, но не раз формировал его из нескольких полотенец или салфеток.

Я вышиваю только крестиком. Но еще хочу научиться шить гладью, как это делает Загальська мастерица из Ивы. Мы с ней общаемся, и она уже приглашала меня на так называемый урок, рассказывает, улыбаясь, человек. По заказу я не вышиваю и не продаю свои работы, потому что потом ни денег тех нет, ни вышивки. Но когда кто хочет перенять узор, то не отказываю.

Зарабатывает на жизнь стряпню

Еще однимжиночим занятием Степана Горчука является приготовление блюд. Правда, этим он уже зарабатывает на жизнь работает поваром в столовой.

Быть поваром тоже хотел еще со школы, поэтому после ее окончания поступил в Ровенский кооперативного технического училища. Может, поэтому и сочетаются во мне стряпню и вышивка, что оба эти занятия считаются женскими, размышляет п.Степан. После окончания училища сначала работал в столовой Мирогощанского колледжа. Однако добираться туда или снимать там жилье было неудобно, поэтому я пошел работать в Иву. А после землетрясения в Армении в 1988 году меня направили туда на работу готовить для строителей. Из всего района нас, мужчин поваров, было всего два. Бывал я там на работе четыре раза. Впервые ихавдобровильно принудительно , ведь направляли туда в основном неженатых. А следующие разы мы уже сами пытались туда попасть, поскольку там можно было хорошо заработать. Скажем, если я дома зарабатывал 6570 рублей, то там за месяц нам платили пятьсот.

Дома п.Степан тоже постоянно готовит сам. Он холост, живет с отцом и племянником, том надеяться не на кого приходится брать на себя обязанности и кухарки, и мамы. Так сложились обстоятельства, что Степан воспитывает сестры сына. Проживает мальчик с ним с трехлетнего возраста. А сейчас уже учится в девятом классе.

Племянник меня слушается во всем, все умеет делать. Разве что за плуг пока не становится. Когда был меньше, тоже брался вышивать его работы я до сих пор храню в отдельной папке. А сейчас больше времени у парня забирают уроки. К тому же, днем еще и по хозяйству работы хватает оно у нас немаленькое.

Вскоре работы в поле закончатся, а в доме Горчука снова начнется сезон вышивания, который длится в основном зимними вечерами. Как отметил Степан Горчука, за вышивкой он может сидеть допоздна. Бывало, что и в три ночи ложился спать не мог оставить незаконченным свое вышивания.

Оксана Колдун.