Четыре шага, Чтобы оспорит штраф ГАИ



С начала действия повышения санкций за нарушение ПДД прошел уже месяц. За это время водители привыкали к новым штрафам их собрали, по данным Госказначейства, уже более 30 млн. грн., а работники ГАИ к работе по новому: за это время они выписали админпостанов на 100 млн. грн. Такой высокий разрыв между количеством постановлений и объемом выплаченных штрафов свидетельствует о том, что в период экономического кризиса и массовой безработицы людям такие высокие штрафы просто не по карману.

Между тем отдельные гаишники злоупотребляют властью и требуют взятки. Согласно с открытым письмом газетиСьогодни от Департамента ГАИ МВД Украины, за месяц действия нового законодательства было выявлено 15 фактов злоупотреблений, а 13 сотрудников были уволены заздирництво . Правда, количество постановлений, вынесенных освобожденными от своих должностей взяточников, не называется, но можно предположить, что таких было сотни.

Предпосылки для злоупотреблений со стороны рядовых инспекторов создает низкая зарплата по их словам, это 15001600 грн., а озвученные главным гаишником Сергеем Коломийцем 34 тыс. грн. простые гаишники називаютьмриею . Второй фактор, что влияет на нарушения ПДД дороги несоответствующего уровня. В таких условиях рискует быть оштрафованным даже самый дисциплинированный водитель.

Однако решение инспектора приговор еще не окончательный. По словам заместителя начальника ГАИ МВД Украины Сергея Левченко,водий имеет право обжаловать постановление в течение 10 дней после вынесения . Мы попытались выяснить, насколько реально это сделать на практике, если вы не согласны с инспектором, и обратились за помощью к киевским юристам: адвокату обеднанняКредо Вадима Володарского, адвокатаКиивського правозащитного союза потребителей Алексея Святогора и судьи суда Подольского района города Киева Станиславу Ноздряков.

Как доказать правоту

Правозащитники говорят о том, что обжаловать решение работника ГАИ, если вы с ним не согласны, нужно обязательно. Дело в том, что за совершение ряда нарушений повторно в течение года предусмотрены ужесточенные взыскания финансовое наказание по верхней черте штрафноивилкы , лишения права управления, общественные работы, административный арест.Повторним может оказаться каждое следующее нарушение.

Шаг 1. Откладывайте рассмотрение дела

По словам адвоката Вадима Володарского,у ст. 268 КоАП, которая определяет права лица, привлекаемого к админответственности, сказано о праве на юридическую помощь, сбор и предоставление доказательств. А согласно ст. 33 КоАП, при выборе наказания по админнарушении должна учитываться личность правонарушителя, его финансовое положение .

Во часрозгляду дела об админнарушении сотрудником ГАИ на месте соблюсти все эти права нереально не возить же с собой адвоката постоянно. Это означает, что водитель может указать в протоколе, что нуждается в помощи адвоката, хочет предоставить документы, характеризующие личность и материальное положение. Для этого и просит отложить дело.Игнорування работником милиции этих прав будет грубым нарушением, следовательно, обжалование постановления в суде повлечет его отмену , комментирует господин Володарский.

Судья Ноздряков подтвердил, что для вынесения решения по админделу характеристика личности человека значение имеет.У законе не зря предусмотрена штрафнавилка , значит, наказание за одно и тоже нарушение в зависимости от ситуации может быть разным . Например, зависимости от уровня дохода водителя и степени проступка наказание за нарушение скорости может быть 255, а может и 340 грн. За ДТП судья может назначить высокий денежный штрафбагатий человеку, а временно безработному, для которого заплатить штраф является проблемой, общественные работы.

Шаг 2. Указывайте замечания в протоколе

В соответствующей графе протокола об админнарушении водитель имеет право подать свои объяснения по сути нарушения. Здесь нужно написать все аргументы с несогласием по поводу штрафа. Обязательно следует указать свидетелей, в том числе и пассажиров своего автомобиля, которые могут подтвердить невиновность. Обязательно проследите, чтобы в незаполненных графах протокола стояли прочерки (можно в виде буквы Z) во избежание дописок. Обязательно напишите в пояснении, что свою вину не признаете и согласно ст. 268 КоАП Украины просите отложить рассмотрение дела.

Шаг 3. Проверьте протокол и постановление

Работник ГАИ обязан выдать на месте копию протокола, а если на месте выносится постановление об административном правонарушении копию постановления.Простежте, чтобы данные совпадали с оригиналом протокола, включая данные самого сотрудника, составившего протокол и / или постановление. Соблюдение всех нюансов поможет успешно защищаться в суде, а также обжаловать постановление , отмечает адвокат Володарский.

Шаг 4. Жалуйтесь в срочном порядке

Чтобы обжаловать несправедливый вердикт, лучше всего обратиться с соответствующей жалобой к начальнику управления ГАИ, работник которого вынес постановление в течение 10 дней (иначе жалобы не рассматривают, либо требуют оправдательные причины) , советуют в пресс службе ГАИ МВД Украины, мотивируя тем, что это простой и быстрый путь. Однако, соответствии с законодательством, сделать это можно и через подачу жалобы в районный суд по месту вынесения постановления.

В жалобе следует указать все аргументы видноснонеправоты гаишника, подкрепив их ссылками на ПДД или другими законодательными актами (лучше попросить подготовить документы профессионала юриста, стандартная цена за эту услугу в Киеве 5080 грн. / документ), также следует обязательно подтвердить свое мнение доказательствами показаниями свидетелей, фото и видеоматериалами и пр.. (на крайний случай, подойдут даже записи с мобильного телефона).

В прежнем законодательстве, если суд принимал решение, не устраивающее водителя, обжаловать его было большой проблемой. Дело в том, что в КоАП прошлой редакции была фраза о том, что по админделам решения районного суда являются окончательными. В нынешних изменениях ввели процедуру полноценной апелляции. Но водителям нужно учесть, что аппеляцию необходимо подать в течение 10 дней после вынесения постановления судом первой инстанции по делу.

Как заплатить штраф?

Заплатить штраф после вступления в силу нового законодательства настоящая проблема. В постановлении инспектора ГАИ не указаны реквизиты, по которым водитель должен платить. Для того, чтобы их узнать, водитель должен зайти на сайт Казначейства, найти в соответствующем разделе реквизиты районного Казначейства, вписать их в квитанцию, после чего идти в кассу. Что будет, если сроки пропущены?

Начальник Департамента ГАИ Сергей Коломиец говорит о том, что за неуплату штрафа водителей ждут санкции: увеличение штрафа в два раза в случае неоплаты в течение 15 дней и отказ в выдаче талона техосмотра при ТО. Однако юристы говорят о том, что на практике взыскать с нарушителя штраф при неуплате очень сложно.Можливисть увеличение штрафных санкций вдвое не прописана в закониПро исполнительном производстве , который с 1999 года не изменяли. Если в постановлении четко написаностягнуты 255 грн. , то, по закону, должны требовать именно эту сумму. Законодательная норма, по которой за неуплаченный штраф могут не выдать талон техосмотра, также отсутствует, тем более, что водитель и владелец автомобиля часто являются разными лицами , отмечает Алексей Святогор.

В Госказначействе нам официально сообщили, щопорядок, который регламентировал бы обмен информацией между Госказначейством и Министерством внутренних дел, отсутствует . Иными словами, если водитель штраф не уплатил, в ГАИ на сегодняшний день нет никакой возможности это проверить.

Тактика защиты водителя

Мы приведем тактику защиты относительно декилькохпопулярних нарушений, вызывающих конфликты с инспекторами ГАИ.

Аварийная обстановка и ДТП. Все водители прекрасно помнят о знаменитом месячнике ГАИ, во время которого водительское удостоверение забирали массово под формулюваннямстворення аварийной обстановки . Согласно новому законодательству, факт создания аварийной обстановки инспектор ГАИ должен подтвердить доказательствами: пояснениями свидетелей и потерпевших, техническими средствами фиксации. Если эти условия не выполнены наказания быть не может.

Однако введены очень жесткие санкции за любое которое ДТП. Так, при вызове работника ГАИ даже для оформления мелкого ДТП (например, если нужна справка для страховой компании) водитель рискует заработать крупный штраф или, что еще хуже, остаться без водительского удостоверения, получить админарест или общественные работы. Защита для водителя, если ДТП произошло по его вине, должна строиться на ст. 10, 11, 17, 18 и 34 КоАП. Их суть заключается в том, что водителя подвергают наказанию по нижней оценке штрафноивилкы КУАП если ДТП произошло по неосторожности либо водителя вообще могут освободить от наказания если он действовал из соображений крайней необходимости (ущерб в случае других действий был бы значительно большим). Естественно, для этого нужны доказательства и свидетели.

Пешеход назебри . Случаев наказания за то, что водитель не пропустил пешехода, ступивший назебру масса. Но довольно часто выносят их несправедливо, поскольку в ПДД сказано, что при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель обязан снизить скорость, а в случае необходимости, полностью остановиться .

На самом же водителей штрафуют даже в том случае, когда пешеход только ступил назебру "на противоположной стороне дороги. По словам Вадима Володарского,не можно говорить о нарушении, если пешеходу не создавалось реальных помех. По сути, требования к оформлению этого нарушения в соответствии со ст. 256 КУАП должны включать фиксацию данных и поясненняпостраждалого пешехода. Если пострадавшего нет, постановление является незаконным.

Штрафзаочно . Система функционирования камер слежения на перекрестках столицы в нынешнем виде, когда постановления о штрафе за нарушение ПДД приходят именно собственнику ТС, вызывает очень большие сомнения. Дело в том, что согласно уже отмеченной выше ст. 33 КоАП, выбор наказания должен учитываться с учетом личности нарушителя. А если за рулем был не собственник, а другое лицо, управляющий автомобилем на законных основаниях?

Согласно ч.2 ст. 141 КУАП, при наличии обстоятельств, свидетельствующие о совершении правонарушения иным лицом, владелец в 10дневный срок с момента вынесения постановления имеет право сообщить об этом органу или должностному лицу, которые это постановление вынесли. При этом исполнение постановления приостанавливается, а ГАИ проводит мероприятия с целью установить истинного нарушителя. Причем сформулирована статья таким образом, что если этого нарушителя сотрудники ГАИ не найдут это уже не будет проблемой собственника транспортного средства. И ранее вынесенные постановления против собственника исполняться не будут.

Вадим Володарский для того, чтобы избежать несправедливого штрафа, советует придерживаться следующей тактики.Якщо данным автомобилем управляют несколько лиц на основании доверенности или временного регистрационного талона, в орган ГАИ, откуда пришло письмо о нарушении ПДД, надо послать соответствующее письмо (заказное с уведомлением) следующего содержания: Я автомобилем в момент нарушения не управлял, имеют право управления такие то лица (вписанные в техпаспорт, или временным регистрационным талоном, или по доверенности) . Или написать, щоу момент нарушения я находился не за рулем, передал управление знакомому по имени Игорь, фамилию которого не знаю, водительское удостоверение у него видел, полис страхования гражданской ответственности, при наличии которого он имеет право управления всеми транспортными, средствами тоже, а передать ему управление в своем присутствии я имел право на основании п.2.2. ПДД. Причины: находился в нетрезвом состоянии, плохо себя чувствовал попросил отогнать автомобиль . В этом случае исполнение постановления приостанавливается до опроса всех потенциальных нарушителей сотрудниками ГАИ.

Интересно то, что если автомобиль принадлежит юридическому лицу, привлечь водителя к ответственности при помощи камеры вообще нельзя, ведь в КоАП речь идет только о физических лицах.

Поручение и временный талон. последнее время работники ГАИ стали выносить постановления за управление автомобилем по доверенности, требуя вместо этого временный талон. Стоимость его оформления около 700 грн., ответственность за управление без него штраф от 425 до 850 грн.

Юристы считают такое требование незаконным, поскольку требования закона (а не подзаконного акта) регистрировать доверенности на управление или распоряжение транспортным средством не существует. В.. 8 Конституции Украины устанавливает преимущественное действие закона при противоречиях, а ст. 19 Конституции возможность зобовязування гражданина к совершению каких либо действий только на основании закона, а не подзаконного акта. Такое постановление также можно обжаловать в суде.

Эвакуация ТС. В новом законодательстве есть норма, которая четко регламентирует работу эвакуаторов. В ст. 265 2 КоАП, по первый, четко указано, что деятельность эвакуаторов бесплатная (с водителей запрещено брать и требовать деньги за возврат эвакуированного автомобиля), по вторая, указано что порядок эвакуации и хранения эвакуированного автомобиля определяется Кабмином. Но в принятом 17 декабря постановлении Кабмина сказано, щоповернення транспортного средства осуществляется по письменному обращению его владельца, водителя, при условии оплаты им расходов, связанных с транспортировкой и хранением .

При противоречии закона и подзаконного акта высшую юридическую силу имеет закон, говорит Вадим Володарский. Именно на основании соответствующей статьи КоАП водитель имеет право обжаловать законность взимания платы за возврат автомобиля после эвакуации транспортного средства.

Адвокат Алексей Святогор считает, что в таком случае, с юридической стороны, водитель имеет право реализовать свое право на самозащиту оно предусмотрено ст. 36 Уголовного кодекса Украины. Согласно закону, водитель должен действовать адекватно обстановке и имеет право защищать свое имущество от противоправных посягательств, есть препятствовать эвакуации. Кроме того, можно вызвать милицию и написать письменное заявление участковому.

Владислав Бовсуновский,Сьогодни .